Подарок ищите внутри
Специалисты «Дзержинца» провели перекрестный урок для сотрудников СИЗО-1, которые работают с несовершеннолетними подследственными, и для самих несовершеннолетних.
Подросткам рассказали, сколько им положено в месяц свиданий, передач и таксофонных звонков. А сотрудникам раздали… ярких бумажных бабочек.
— Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я подарок для человечества, потому что…», — просит специалистов воспитательного отдела следственного изолятора Галина Прокопенко, заместитель директора «Дзержинца».
Сотрудники переглядываются, смущаются, медлят…
— Так уж и подарок?! Нескромно как-то, — с сомнением говорят с задних парт.
— Конечно, подарок! — уверенно отвечает Галина Витальевна. — А иначе зачем бы мы тогда родились?
Много времени, мало любви
Сотрудники собираются с мыслями и перечисляют: потому что я умею сопереживать, потому что я могу помогать другим людям, потому что я добрый…
— Ну, вот видите! — радуется Галина Прокопенко. — В себе хорошее вы нашли, а теперь должны найти в своих подопечных, хотя они и не самые простые дети.
Специалистам «Дзержинца», как и сотрудникам пенитенциарной системы, тоже регулярно приходится общаться с непростыми детьми, которые иной раз загоняют взрослых своим несносным поведением в тупик. Тогда в голову не приходит уже ничего, кроме как всыпать им ремня.
— А надо поговорить, — советует Галина Витальевна. — На вопрос — почему ты хулиганишь, хамишь, бойкотируешь учебу? — большинство подростков отвечают, что у них слишком много свободного времени, которое они не знают, чем лучше занять. И слишком мало внимания со стороны тех, чью любовь они хотели бы завоевать.
В разговоре по душам выясняется, что даже у отъявленных хулиганов, которые ходят гоголем, на самом деле может быть очень низкая самооценка. Один такой мальчишка на предложение продолжить фразу про подарок выкрикнул: «я вообще не подарок!» И заплакал.
По мнению Галины Прокопенко, любой ребенок имеет право на то, чтобы чувствовать свою уникальность. Не умеет отжиматься, вышивать, не знает английского языка или плохо решает задачки? Тогда спросите у него: может, он лучше других прыгает через большие лужи? Вроде, смешно. Но благодаря такому неординарному подходу к самоопределению в любом, казалось бы, неумехе можно найти то хорошее, что поможет ему поверить в себя.
В конце концов, пусть уж лучше хвастается тем, что мастерски прыгает через лужи, чем ворованными телефонами или фингалом под глазом после драки. Главное — правильно задать для ребенка направление.
Начальник воспитательного отдела СИЗО-1 Eлена Быкова, слушая Галину Витальевну, кивает. На ее памяти немало случаев, когда ершистые подростки, оказавшись в следственном изоляторе, брались за учебу, начинали читать книги, мастерили поделки и просили передать их на волю, в подарок маме.
То ли дефицит свободного времени так благотворно сказывается на поведении — несовершеннолетних в СИЗО стараются занять по максимуму. То ли внимание, которого к ним здесь больше, чем, увы, было дома.
Не детский лагерь
… А в соседнем кабинете тем временем изучают совсем другую науку: специалист «Дзержинца» по работе с молодежью Галина Галицких рассказывает мальчишкам в робе, сколько у них есть времени на обжалование приговора. Мальчишки деловито кивают — некоторые из них уже прошли эту процедуру, отправляли апелляционную жалобу. Они называют ее между собой «апеляшка».
— И как? — спрашивает Галина Валентиновна у одного.
— Да никак, — отвечает. — Оставили без изменений. В колонию поеду.
Галина Галицких предупреждает: это в следственном изоляторе несовершеннолетние живут по два человека в камере, а в колонии — по принципу общежития: несколько человек в одном помещении. Поэтому характер свой следует попридержать, в конфликты не вступать, администрацию учреждения слушаться.
— И здесь себя, конечно, хорошо ведите, — наставляет Галина Валентиновна. — Помните, ваша характеристика теперь везде пойдет за вами. Не портите себе жизнь еще больше. А лучше учитесь, получайте профессию, занимайтесь физкультурой — в воспитательной колонии есть все условия для этого.
Да, еще там есть дополнительный прием пищи — не считая завтрака, обеда и ужина, посчитала нужным оповестить подростков Галина Галицких. Это к вопросу о том, что если уж государство так заботится об их питании и здоровье, то они и подавно должны блюсти себя в этом смысле. У них впереди еще долгая — законопослушная! — жизнь, за которую они могут, будучи здоровыми и образованными, сделать много чего полезного.
… — Сонник этот прием пищи называется! Кажется. Потому что перед сном он, — вдруг сказал один мальчишка.
— А ты откуда знаешь? — удивилась Галина Валентиновна. — Бывал, что ли, уже в колонии?
— Нет, просто детский лагерь вспомнил. Там так было…
Кто ищет, пусть найдет
— И не забывайте всегда искать в людях хорошее, — напоминает своим взрослым ученикам Галина Прокопенко перед концом урока. — Начните с семьи. Вот вам бумажные бабочки, напишите на них, за что вы любите своих близких. Ну, например, напишите своей жене, что она лучше всех на свете готовит борщ и положите бабочку на крышку кастрюльки с супом.
— Ой, а моя не умеет борщ, — смеется один из сотрудников.
— Плов? — не растерялась Галина Витальевна.
— О! Плов у нее, и правда, самый лучший, — мечтательно улыбается мужчина.
— Что и требовалось доказать.
***
фото: Галина Галицких беседует с несовершеннолетними подследственными. Наталья Батурина