Холодная весна 2014-го
Самые первые кадры фильма «Крым»*, еще до титров, безмятежны и пронизаны здешним щедрым солнцем. Двое молодых людей встречаются посреди благородных руин древней крепости. И это, возможно, самое важное свидание в их жизни.
Та нечаянная экскурсия, что Саша из Севастополя устраивает для приехавшей сюда киевлянки Алены, делает их неразлучными. Жизнь прекрасна: вместе на внедорожнике, которым так ловко управляет Саша; вместе на катере в том море, что некогда назвали в песне из старого фильма «самым синим в мире».
Похоже, они созданы друг для друга — молодые, красивые, незаурядные. Сын военного и бывший морпех, а ныне учитель физкультуры («надоело бегать с винтовкой»), и тележурналистка. А то, что он русский, а она украинка. Так ведь любовь в паспорт не заглядывает.
Перебивка сюжета станет внезапной и ошеломительной для непосвященного, случайно оказавшегося на этой картине. Столица Украины, февраль 2014-го. Непридуманные события. Напряжение, витающее в воздухе. Бутылки с «коктейлем Молотова» в рюкзаке, похожем на школьный — и те, кто швыряет их в стражей правопорядка, пытающихся унять беснующуюся толпу.
Вот когда молодые герои вдруг ощущают, что могут оказаться по разные стороны незримой баррикады. Она страстно твердит о «свободе» и, видимо, всерьез увлечена националистическими идеями. А он, приехавший в Киев ради нее, чувствует себя на Майдане странно и неуютно. Но и посторонним быть не может — и сбивает пламя с подожженного атакующими в масках спецназовца из «Беркута».
А далее будет пронзительная сцена на дороге к дому, где бандеровцы (это слово не однажды звучит в фильме) останавливают автобусы с крымчанами. И устраивают побоище. Саша остается жив. Гибнет его друг-журналист, попытавшийся снять то, что происходит.
И далее двух влюбленных то словно швыряет навстречу друг другу некая сила, то отталкивает. У них свои воспитание, знание жизни, чувство родины. Многое, увы, не совпадает. Но способна ли эта непохожесть убить любовь?
. Фильм быстро завладевает нашим вниманием. И, если использовать модный ныне глагол, цепляет по-настоящему. Вероятно, те или иные подробности крымских событий той незабываемой весны станут откровением, и прежде всего для молодых зрителей, не слишком интересующихся политикой.
Не стану комментировать подробности сюжета, которые уже вызвали горячие споры (сужу хотя бы по яростной дискуссии на ток-шоу Первого канала «Пусть говорят» в минувшую среду — туда были приглашены и гости из Киева). Верю Алексею Пиманову, который выступил в проекте «Крым» в нескольких ипостасях. Полагаю, что не слишком длинная лента (99 минут экранного времени) продумывалась и выверялась исторической правдой самым тщательным образом.
Показалось, впрочем, что Пиманов, опытный журналист и кинопродюсер, порой побеждает себя самого, севшего в кресло режиссера-постановщика. Некоторые ходы создателей фильма нетрудно предугадать, они выглядят слишком уж по-киношному. Так, в минуты трудного разговора Саши и Алены (он с нескрываемой болью говорит ей, что «война будет, и ее никто не остановит») в небе появляются вдруг могучие боевые вертолеты. Прилетевшие не убивать, а защищать.
Бегло, малоинтересно показаны те, кто пришел на крымскую землю с иной целью. Бойцы и командиры «пятой колонны» одинаковы, как патроны в обойме. И мне, увидевшему сильного положительного героя, не хватило равному ему антипода.
Более убедительными, живыми выглядят образы украинских военных, вставших перед трудным выбором. Небольшую, но яркую роль командира полка ПВО сыграл Борис Щербаков — вот отвага, мудрость и здравый смысл. И абсолютно ясное понимание того, что военной конфронтации и человеческих жертв надо избежать любой ценой. Даже нарушив приказ.
Уроженец Керчи Геннадий Яковлев предстал на экране подполковником из того же полка, отцом Саши. Он тоже рискует жизнью и даже ненадолго оказывается заложником тех, кто хочет устроить громкий на весь мир ракетный залп. У Яковлева — роль второго плана, но тоже запоминающаяся.
И уж коли мы заговорили об актерах, то готов предположить, что «Крым» откроет для многих обаяние и талант исполнителей главных ролей — уроженки Новосибирска Eвгении Лаповой и костромича Романа Курцына (пока они более известны по телесериалам).
. Шторм не случится, ни на суше, ни на море. Призрак больших и страшных потрясений растает над этой согретой солнцем землей. Жизнь войдет в свои берега, а драматический виток судьбы неизбежно изменит героев (в большей степени это касается Алены — она многое поняла).
Что касается любви. Разумеется, я не вправе открывать то, что было в финале фильма. Не скрою, вдруг захотелось, чтобы он продлился еще чуть-чуть. И чтобы мы узнали еще что-то важное из дальнейшей жизни Алены и Саши.
Авторы оставляют нам знак вопроса. Хотя и частично проливают свет, выбрав слоганом фильма, вынесенным на его афишу, короткую, но классическую фразу. Когда-то она сама была названием фильма: «С любимыми не расставайтесь».
*»Крым», Россия, 2017. Сценарий Алексея Пиманова и Владимира Брагина. Режиссер Алексей Пиманов. В российском прокате — с 28 сентября. 16+.
***
фото: Евгения Лапова и Роман Курцын в фильме «Крым».