Психология одного убийства
Зачем, зачем я это посмотрела? Спрашиваю себя, возвращаясь темным вечером 30 сентября домой из молодежного театра «Ангажемент» имени Загоруйко, на сцене которого «Коляда-театр» сыграл моноспектакль «Долорес Клейборн».
Смотреть эксперименты Николая Коляды и его учеников хотя бы раз в году — традиция, которую не хочется нарушать. К тому же, театр закинул приманку для зрителя. Пишут: «Долорес Клей-борн» — единственная в России постановка по произведению Стивена Кинга. И все, я уже бегу в «Ангажемент», плюнув на традицию — не смотреть ужасов. И ничего, что «Долорес Клейборн» — психологический триллер. Интересно же, как можно поставить Кинга на сцене!
Хотя это только для нас новинка, в Eкатеринбурге спектакль режиссера Александра Сысоева и актрисы Веры Цвиткис играют больше 10 лет. Можно сказать, это классический репертуар.
В «Ангажементе» же его показали в малом зале. Атмосфера камерная, декораций минимум, темно. Зрители в неопределенном предвкушении: чего ждать?
Звучит музыка, на сцену выходит Долорес с тазом воды. Лицо осунувшееся. Волосы, которые на фотографиях в Интернете горели рыжим, завязаны в тугой узел на макушке. Перед нами несчастная, разбитая женщина. Кажется, это лицо не может ни смеяться, ни даже улыбаться.
Долорес пришла к нам с повинной. Хочет рассказать нечто, что может ее оправдать. Все ведь думают: это она убила свою хозяйку, богатую Веру Донован. Да, с ней у Долорес были непростые отношения. Под старость Вера начала беспощадно мучить Долорес, хотя и по молодости была «той еще стервой», как любит говорить героиня. Вере Донован Долорес дает загадочную речевую характеристику. Зритель, который еще ничего о ней не знает, сразу понимает — не все с этой дамой просто. Eще успеет неприятно удивить.
Но пока о самой Долорес. Ничего фантастического, магического в ее истории нет, но иногда реальность оказывается во много раз страшнее. Eе муж Джо — из этой серии. Мы изначально знаем, что Долорес его убила. И понимаем, что она ни капли в этом не раскаивается и, кажется, убила бы его снова, если бы могла.
Он, понятно, не принц. Пил, бил жену, крал деньги. Но героиня с этим мирилась. Иногда ставила его на место, иногда молчала. Но как бы ни было тяжело, не думала его убивать. У нее всегда был лучик света — ее дочь Селина.
Вряд ли можно услышать что-либо откровеннее, чем рассказ Долорес. Хотя бы ради этого спектакль стоит посмотреть. Героиня в деталях вспоминает, каким был ее муж, как они жили. И как она узнала, что Джо приставал к Селине.
Кинг написал: «На земле нет другой такой стервы, как мать, которая за своих детей боится». Спектакль отражает эту фразу, как зеркало. Долорес не знает, что делать. Она в ярости. Вера Донован ненавязчиво подсказывает выход — убить Джо. С этого момента напряжению зрителя нет конца, даже дыхание перехватывает. Но самое жуткое не само убийство, а дальнейшая жизнь героини: дочь оставила ее. Это можно понять, как жить в доме, где случилось столько ненормального? Клейборн остается менять утки постаревшей хозяйке, а ночами содрогаться от кошмаров.
Вот и получается, что иногда убийцы — не маньяки, а жертвы, загнанные в угол.
***
фото: Вера Цвиткис в роли Долорес.