X

  • 14 Январь
  • 2025 года
  • № 2
  • 5645

И все-таки она вертится!

Весной нынешнего года генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров заявил, что социологи выяснили: больше 30 процентов россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли.

Федоров тогда подчеркнул, что был поражен результатом, и потребовал от подчиненных повторно провести исследование, но от этого ничего особенно не изменилось.

После такого уже не удивляет, что челябинский школьник Максим Ожерельев, рассказывающий в своем видеоблоге о том, что Земля — плоская, собрал больше 34 тысяч подписчиков. Парнишка ведь приводит «неоспоримые» доводы! Например, он лично проверил: если прыгать, то приземляешься обратно.

— Но если бы Земля действительно была круглой и двигалась со скоростью 400 метров в секунду (465 м/с на экваторе — Д.Р.), как написано в учебниках, то во время прыжка я бы переносился на несколько сотен метров в сторону, — считает семиклассник Ожерельев.

Верит ли он сам в то, что городит, или ради популярности решил создать «хайп» на пустом месте — неизвестно. Но нельзя исключать, что кто-то из его подписчиков, таких же школьников, способен принять теорию о плоской Земле за чистую монету. Ведь детям последние 25 лет не преподавали астрономию. Надо радоваться, что никто из них еще не обозвал Луну куском зеленого сыра, приколоченным гвоздями к небесной тверди.

Космос становится ближе

В нынешнем году, по инициативе министра образования и науки Ольги Васильевой, астрономия вернулась в школы. На нее выделили 34 часа в год, это почти столько же, сколько было в советской школе. И немедленно нашлись педагоги, засомневавшиеся в целесообразности такого решения, — мол, астрономия читается в курсе физики, и для общего образования этого достаточно.

Впрочем, сторонники этого мнения — в меньшинстве. Преподаватели физики нововведению обрадовались: молодые поспешили пройти дополнительные образовательные курсы, опытные — тоже; слишком давно был у них последний урок астрономии.

— Я работаю больше 30 лет, — рассказывает Валентина Накоскина, учитель физики и астрономии тюменской школы N 70. — И еще помню, как в 90-х годах огорчались дети, узнав, что астрономии у них не будет. Вот у старшего брата была, а у них — нет. Да, этот предмет оставался в общеобразовательном курсе физики, но в малом объеме. Преподаватель мог сам выбрать, шесть или восемь учебных часов ему посвятить. Все выбирали шесть. Потому что важнее, чтобы выпускники готовились к EГЭ.

. Действительно, одиннадцатый класс многие сочли не самым подходящим временем для изучения нового предмета — ведь экзамены на носу.

— Изначально министерство образования предлагало половину тем изучать в десятом классе, но это оказалось невозможным, — объясняет Валентина Константиновна. — Для решения задач по астрономии и даже просто для понимания тем, внесенных в учебник, десятиклассникам элементарно не хватит знания физики. А без нее — никак. Зато в одиннадцатом классе мы на астрономии сможем практически закрепить материал, который был дан на уроках физики. Тот же спектральный анализ. Это ведь способ определить состав объекта, посмотрев, как на этот объект воздействуют различные излучения, в том числе электромагнитное. Это главный метод определения химического состава звезд! И для школьников тема, которая на уроке физики представлялась сугубо теоретической, вдруг обретет практическое применение и смысл.

Откуда берутся астрофизики

Таких тем, перекликающихся и дополняющих друг друга, по словам преподавателя, в курсах двух предметов много. Это делает изучение и физики, и астрономии более интересным. А если во время урока еще делать отсылки к чему-то популярному у молодежи. Например, школьники, робко хихикавшие над шуткой про эффект Доплера в культовом сериале «Теория большого взрыва», смогут, наконец, понять, над чем именно они смеялись и что это за физическое явление такое. И лучше его запомнят, потому что оно будет связано для них с чем-то знакомым и. «прикольным». Главное, чтобы преподавателю хватило таланта подать такой сложный предмет, как астрономия, интересно и доступно.

В Америке социологи пришли к выводу, что нынешнее NASA должно благодарить фантастические фильмы и сериалы 90-х годов, вроде «Звездных войн» и «Звездного пути», за приток молодых ученых и инженеров в космическую отрасль. Потому что именно эти развлекательные ленты посеяли в сердцах подростков мечту об освоении космоса, заразили желанием познать бескрайний звездный океан. И превратили, вопреки ожидаемому, не в летчиков-сорвиголов, а в математиков, инженеров и астрофизиков.

Понятно, что российским школам трудно тягаться с западной киноиндустрией, но этого и не требуется. Пробудить интерес в подростке можно разными способами.

— Наш учебник по астрономии, это не только бумажная книга, но и ее электронная версия, дополненная интерактивными заданиями и видеороликами по темам, — говорит Валентина Накоскина. — Новые технологии и вообще приборы всегда пробуждают интерес, так что надо выполнять больше практических заданий. Я когда-то говорила своим школьникам, что влюбиться в астрономию очень просто — надо один раз взглянуть в телескоп на кольца Сатурна или спутники Юпитера. И вы больше не сможете жить, не глядя на звездное небо. Eстественно, для этого в школах должно быть оборудование. Пока его немного, но мы надеемся, что станет больше. Вернуть предмет решено на самом высоком уровне, значит, кто-то там рассчитывает на результат, рассчитывает, что педагоги воспитают стране ученых.

— Астрономия — не только наука, но и мировоззрение; она расширяет кругозор и формирует целостную картину мира, — продолжает Валентина Константиновна. — А еще дает повод поразмышлять о роли человека: не стоит зазнаваться, в масштабах Вселенной мы — песчинки. Конечно, мы с ребятами в этом году провели всего три занятия, и рано делать серьезные выводы, но. Человек в 17 лет не может совсем ничего не знать об устройстве Вселенной. Сравнивая тех детей, которые были 25 лет назад, и нынешних, я вижу, что некоторые современные школьники имеют очень большие пробелы. На первом занятии меня много спрашивали о знаках зодиака — дети путали астрономию с астрологией. И в то же время есть школьники, которые ждали этот предмет. Eсть десятиклассники, которые заранее горят энтузиазмом. Все они занимались самообразованием, что-то читали. И среди них несколько человек практически наверняка после школы захотят заниматься наукой.

***
фото: В классе для занятий астрономией в гимназии N 16.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта