Касароро, Касароро, а я маленький такой
Окончание. Начало в NN 109-110.
Утром проснулись рано, позавтракали и помчались на улицу ловить трицикл. Поймали быстро, с этим на Филиппинах нет проблем, но пожилой водитель в очках, похожий на японца или корейца, отчего-то долго не мог понять, куда нам надо. А нам надо в порт, откуда уходят кораблики на остров Сикихор. Как выяснилось, оттуда еще уходит транспорт в Дапитан. Звучит прикольно, поморскому, как «Да, капитан». Дапитан это город на севере острова Минданао. Вычитала в Википедии важную информацию: оказывается, туда был сослан и прожил несколько лет один из борцов за независимость Филиппин, поэт и писатель Хосе Ризаль.
Я боялась, что мы опять опоздаем (лично я постоянно везде опаздываю), и мы в девять утра уже стояли у окошечка кассы. А первый ближайший паром отходит в десять. Сидим в душном зале ожидания, отгоняем мух. Гремит телевизор. Убила бы я этих телевизионщиков. Время от времени блок рекламы сменяется полезными советами: содовые крекеры помогают переносить качку. Убила бы.
Eсть кофейный автомат, кофе — 5 песо. Муж налил себе, пить не смог.
Чуть поодаль сидит крупный мужик европейской наружности с немолодой женой, не филиппинкой (редкий случай). Но чем он особенно симпатичен мне, так это тем, что он безостановочно строчит в блокноте. Как и я. Только почерк у него мелкий, убористый, и я не могу разглядеть, на каком языке он пишет. Вот было бы смешно, если по-русски.
Портовый сбор — 12 песо. В телевизоре карта Висайских островов и пафосные сентенции типа «Порты соединяют острова, объединяют людей и строят великую нацию».
Надо же, есть люди, которые плывут из Думагете в Манилу.
О, вот опять начались советы при качке на море.
— закрывайте глаза, держа голову неподвижно;
— занимайте место в центре салона;
— ешьте содовые крекеры — они гасят кислотность желудка;
— пейте воду. Обезвоживание делает организм менее устойчивым.
Наверное, у меня началось обезвоживание. Я не высижу тут целый час. Понимаю, почему у многих филиппинцев проблемы со слухом: они живут среди шума и сами постоянно орут.
Краем глаза все же посматриваю в телевизор. Мозг автоматически вылавливает полезное. Оказывается, название Думагете происходит от бисайского слова daggit, что значит «урвать». Потому что, оказывается, в средние века прибрежный город часто страдал от набегов пиратов. То-то мне сразу понравилось это название. Вообще на Филиппинах большинство топонимов красивые. Мабалакат, Урданета. Не то что, например, Осло. Я в Осло даже ехать не хотела из-за этого. Но это к слову.
На пароме… я не знаю, что делали мои дети (смотрели фильм какой-нибудь, наверное), а я всю дорогу паслась на палубе. И зачем мне брали билет в салон с кондиционером? Я обнаружила, что нас сопровождают летучие рыбы, и мне захотелось заснять момент полета, желательно такой, когда на воде остается след. Так что всю дорогу я напряженно всматривалась в воду. Не настолько неотрывно, чтобы не увидеть мальчика в вязаной шапке справа от меня. Я его исподтишка сфотографировала, а он все же заметил и… догадался, снял шапку.
Летучие рыбы не такие, как на Борнео. Вернее, не столь многочисленные. Там мы наблюдали буквально тучи летучих рыб, а здесь так, единичные экземпляры. Но все равно интересно. Я заметила, что они все-таки умеют регулировать направление. Не в полете, но в момент соприкосновения с поверхностью воды. Рыбка словно меняет галс.
По прибытии мы взяли трицикл и велели водителю везти нас на лучший пляж. Водитель выбрал для нас Salagdoong beach как самый ближайший из приличных. Дорога живописная, остров приятный, погода отличная, вода в море теплая. А главное, на пляже есть скала с водной горкой. Горка проржавела и не работает, зато наверху две бетонные площадки, откуда можно сигать в воду. И народ прыгает. И Рита у нас пошла и прыгнула. Когда она поднималась наверх второй раз, какая-то девушка из местных попросилась сфотографироваться с ней. А я снимала Риту снизу, в падении. Всего она прыгнула трижды, а в третий раз ушибла ногу о воду и больше не захотела упражняться. Рита говорит: конечно, страшно, но когда ты уже поднялся наверх и вышел на край платформы, деваться тебе некуда. Хотя некоторые все-таки не решались. Постоят-постоят, посмотрят вниз и разворачиваются. Опять зашевелились мысли типа: вот лучше бы мы пораньше сбежали из Дауина и переехали на Сикихор. Здесь тоже есть водопады и пешеходные маршруты, а также здесь живут знаменитые филиппинские хилеры-целители. Оттого Сикихор называют островом ведьм. Говорят, те могут сглазить. Я вспомнила об этом, когда на дороге сфотографировала мотоцикл, который мы только что обогнали. Женщина, сидевшая за водителем, как-то очень недобро на меня зыркнула, я подумала: ой, а вдруг она меня сейчас проклянет? И зачем-то удалила кадр.
. А дядьку-европейца с женой мы встретили еще раз в районе порта. Они были на байках и без вещей. Значит, приехали на остров больше чем на день. И где-то остановились. Везет же людям. А у нас такой короткий отпуск. Мы с мужем решили, что когда-нибудь мы тоже будем путешествовать подолгу. На пенсии.
— Ох, скорей бы.
***
фото: Сикихор;В порту Ларена;Прыжки в воду;Мальчик в шапке;Дорожное движение на Сикихоре гораздо менее оживленное.