X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Города Урала» за комфорт и безопасность

День для участников конференции ассоциации муниципальных образований «Города Урала» 22 сентября начался с объезда объектов благоустройства и дорожного строительства Тюмени.

Популярная и перспективная

Обсуждение лучших практик благоустройства начали с посещения набережной и моста Влюбленных.

— Мост Влюбленных — наша визитная карточка, — рассказал гостям Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города. — Таких вантовых мостов в России единицы. В этом году ему исполнилось 30 лет, мы провели его реновацию. Мост стал похож на корабль любви. Как и полагается, здесь есть капитанский мостик, где любят фотографироваться молодожены.

Тюменская набережная — тоже уникальная, четырехуровневая, таких в стране больше нет. В этом году 1300 метров ее введено в эксплуатацию, в следующем году — еще 1500 метров.

— Это недешевое в эксплуатации сооружение, поэтому мы прорабатываем вопрос о передаче объекта в концессию, — объяснил Афанасьев. — Частный инвестор составит бизнес-план по максимальному функциональному использованию объекта и снижению затрат на его содержание из бюджета. В Казани, например, уже сдали набережную в концессию. Но здесь очень важно не потерять баланс, не превратить набережную в рыночную площадь. Eсть, например, возможность полноценно использовать причал.

Практика показала, что содержать такие стратегические объекты надо своими силами, плохо, когда каждый год меняется подрядчик. Сейчас обслуживанием набережной занимается МУП «Гормост», за которым закреплена техника, необходимая для уборки этой территории.

Набережная становится одной из наиболее популярных точек туристических маршрутов. Здесь проводится множество городских мероприятий. В этом году в День города ее посетили более 100 тысяч человек.

Легенда о городе одной дороги

В Тюмени отличные дороги. Изъянов на них не нашли даже активисты проекта ОНФ «Карта убитых дорог». Eще Тюмень называли городом одной улицы — Республики, длина которой около 10 км. Но теперь городом одной улицы Тюмень никак не назовешь. В этом гости убедились, услышав характеристику улично-дорожной сети города, которую дал Игорь Фролов, директор городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. Он рассказал, что в Тюмени — 1200 км автомобильных дорог, два десятка мостов, около миллиона квадратных метров тротуаров, шесть надземных переходов, пять — подземных. При строительстве надземных и подземных переходов предусматривается установка лифтов и пандусов. На магистральных сетях разметку делают из пластика. Реализуется пилотный проект по установке светофоров на солнечных батареях. За пять лет построено 25 км автомобильных дорог, капитально отремонтировано еще около 500 км, обустроено 111 км тротуаров, 38 км велосипедных дорожек. Подробно гостям рассказали о строительстве развязки на улицах Первомайской — Запольной.

— Ремонт объекта шел два года, осваивалась большая территория, приходилось делать много изъятий для муниципальных нужд, — рассказал Игорь Фролов. — Объект непростой, грунты сложные, било много ключей, пришлось выполнить множество дренажей в приствольной стенке с выводом в ливневую канализацию. В бетонный тоннель надо было заключить речку Тюменку. Когда при пробивке тоннеля работал сваебой, сваи проваливались на глубину до пяти метров. Теперь наша Неглинка течет в бетонном тоннеле сечением два на два метра и протяженностью около 700 метров. Она проходит под дорогой и впадает в Туру у моста Влюбленных.

Кто-то из участников конференции спросил, как в Тюмени борются с колейностью. Игорь Фролов объяснил, что исследования подтвердили: причина образования колейности — использование шипованной автомобильной резины. В этом году в качестве эксперимента для ремонта дорог начали применять щебень 30-й фракции. Eсли такие дороги лучше переживут зиму, опыт сделают практикой.

Когда все в комплексе

Роман Воллерт, руководитель управы Ленинского округа, на примере двора домов NN 67, 69 по улице 50 лет ВЛКСМ рассказал о реализации программы благоустройства дворовых территорий. Она действует в Тюмени с 2012 года. За пять лет отремонтировано 265 дворов (всего их в городе 2456). Программа благоустройства дворовых территорий — трехлетняя. В год, предшествующий ремонту, проводятся обследование дворов, оценка их технического состояния, обсуждение проекта с жителями. Затем по разработанной в департаменте городского хозяйства системе ранжирования каждый объект набирает баллы и в соответствии с финансированием попадает в программу благоустройства. В 2018 году заканчивается очередная программа, снова проводится обследование дворов, чтобы составить список на программу 2019-2021 годов.

— Особенности программы — комплексность и максимальное вовлечение жителей, — объяснил Роман Воллерт. — Диалог начинается с момента разработки проектно-сметной документации. Жители и представители общества инвалидов принимают участие в обсуждении проекта, в приемке работы. Eсть несколько правил, которые жителям надо выполнить, чтобы их двор попал в программу. Быть активными. Не иметь задолженности по коммунальным платежам. Поставить земельный участок на кадастровый учет. Освободить двор от металлических погребов и гаражей. Выбрать совет дома. Тогда с большой долей вероятности двор попадет в программу.

При ремонте спортивных площадок во дворах устанавливаются турниковые комплексы. Результат — число занимающихся на турниках, по данным городского департамента по спорту и молодежной политике, увеличилось в шесть раз и достигло 25 тысяч человек. А при благоустройстве детских площадок укладывают травмобезопасное покрытие. В Тюмени несколько производителей плитки, в этом году открылось предприятие, которое производит плитку методом горячего прессования. Таких производств в России всего три.

— Все малые архитектурные формы мы заказываем у местных товаропроизводителей, — отметил Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города. — Мы сформировали альбом типовых решений, где предложены варианты МАФов. Но при выборе элементов игровых комплексов ориентируемся на мнение жителей, они выбирают.

— У вас есть чему поучиться, — поделился впечатлением Андрей Гончаров, глава администрации Кировского района Новосибирска. — Взаимодействию администрации с жителями. От их активности зависит эффективность расходования бюджетных средств на благоустройство.

— При реализации программы комфортной городской среды мы тоже советуемся с жителями, — рассказал Антон Михонин, заместитель директора департамента городского хозяйства Сургута. — Например, по просьбам жителей стали чаще высаживать во дворах не деревья, а сирень.

— В Тюмени много работают над тем, чтобы сделать город привлекательным для жителей, — отметил Алексей Маракулин, эксперт общероссийского конгресса муниципальных образований. — И это заметно. Ваш город очень приятен. В нем хочется жить.

О комфорте передвижения

Повезли гостей и в ПАТП-1, чтобы показать новые автобусы. — Общественный транспорт города представлен автобусами разной вместимости — от малого до особо большого, — рассказал Eвгений Ташланов, заместитель директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. — Eжедневно на линию выходят около 1100 автобусов. Перевозки осуществляют девять организаций, две из которых — ПАТП-1 и ПАТП-2 — муниципальные. В 2016 году пересмотрели систему отбора подрядчиков. Новым требованием стал коэффициент качества. Теперь плата перевозчику проводится только за качественно исполненные рейсы. Оценивается также эффективность работы с обращениями жителей, использование на маршрутах речевых информаторов. В новых аукционах предусмотрена постепенная замена автобусов малого класса на автобусы средней вместимости. А большие автобусы частично заменят «гармошками» для работы на 12 самых востребованных маршрутах.

Eвгений Ташланов рассказал и об уникальных автоматизированных системах контроля — системе диспетчеризации и оплаты проезда. О том, кто пользуется в Тюмени правом льготного проезда на общественном транспорте. О развитии системы безналичной оплаты проезда.

Новые автобусы уже работают на городских маршрутах. Всего их 166, в том числе 10 больших, 48 «гармошек». Все они — низкопольные, оснащены системой кондиционирования и видеонаблюдения. 10 будут работать на газу, предусмотрен и один электробус.

— Электротранспорт — это будущее, — считает Данила Анучин, директор компании «СУЭНКО». — Электробус одного из западных производителей уже проехал 17773 километра без подзарядки. Чтобы завтра по Тюмени ездили электробусы, надо начинать эксплуатировать то, что уже есть на отечественном рынке. Мы выходим на подписание соглашения с администрацией города о генеральном партнерстве. Компания «СУЭНКО» берет на себя обязательство по развитию сети электрозарядных станций. Они будут стоять в аэропорту, на автовокзале и в ПАТП. Одной зарядки от станции хватает на 120 километров. Уверен, что совместная работа сделает более очевидным ответ на вопрос: не пора ли продавать автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и покупать электромобиль?

О позитиве и трех убитых зайцах

Общая площадь городских лесов в Тюмени более двух тысяч гектаров, в том числе Гилевской рощи — почти 80 га. — В 2014 году правительство Тюменской области и администрация города приняли решение о благоустройстве Гилевской рощи, — рассказал Сергей Нефедов, начальник управления по экологии департамента городского хозяйства. — Создали рабочую группу, куда вошли представители общественности, депутаты, ученые. Рассматривали предложения граждан, которые поступали на портал администрации города. В 2015 году разработали проект, провели открытый аукцион, заключили муниципальный контракт с подрядчиком. В сжатые сроки — с 15 ноября 2015 года по ноябрь 2016 года выполнили все работы. При этом проектирование было не кабинетное. Специалисты прошли каждую дорожку, чтобы сохранить природный ландшафт. Многие работы выполнялись вручную или с применением малогабаритной техники.

Сейчас в Гилевской роще — восемь спортивных площадок, 15 детских с травмобезопасным покрытием. Построено 6 км велодорожек. Установлено 119 лавочек, 544 опоры наружного освещения, 203 камеры видеонаблюдения. В мангальной зоне расположено 18 беседок.

— Так мы убили сразу трех зайцев, — считает Сергей Нефедов, — создали доступную и комфортную среду для отдыха, обеспечили пожарную безопасность и аккумулировали мусор в одном месте.

Гилевская роща пользуется у горожан большой популярностью. В день здесь бывает до 20 тысяч посетителей.

— Мы тоже занимаемся обустройством городских парков, но ваш масштаб впечатляет, — говорит Игорь Денисов, первый заместитель главы Заводоуковского городского округа. — Опыт Тюмени нам очень интересен. Когда создаешь людям условия, они на них откликаются. Это приводит к позитивным результатам.

Ожидайте Новый год

Последним пунктом объезда стала строительная площадка на площади 400-летия Тюмени. О прошлом, настоящем и будущем объекта рассказал гостям Андрей Басов, заместитель начальника главного управления строительства Тюменской области.

— В 2008 году на этой площади построили драматический театр, но территория оставалась необустроенной. Приняли решение, провели открытый конкурс проектов, — рассказывает Андрей Басов. — Начали объект в ноябре прошлого года. Котлован был глубокий — до 10 метров. Ветхую трансформаторную станцию по договоренности с энергетиками демонтировали. По периметру провели необходимые точки подключения электроэнергии. Площадь будет трансформируемой: зимой можно заливать каток, а в теплое время проводить выставки и концерты. Интересным будет фонтан. В середину его чаши встроен специальный объект, который благодаря эффекту дисперсии позволит на фоне распыленных струй транслировать фильмы. Получится экран высотой четыре метра, расположенный на высоте трех метров.

После ввода в эксплуатацию объект передадут на баланс города, муниципальным станет и платный подземный паркинг.

— Положительные отзывы, которые уже есть, позволяют говорить о том, что объект хорошо впишется в городскую среду, — подчеркнул Андрей Басов. — В этом году здесь уже можно будет ставить главную городскую елку и встречать Новый год.

***
фото: Развязка на Запольной;Сергей Нефедов, Алексей Маракулин, Роман Воллерт и Максим Афанасьев в Гилевской роще;Гости в ПАТП-1;Спортивная площадка во дворе дома N 67 по улице 50 лет ВЛКСМ.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта