X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Приблизиться к совершенству

Новый концертный сезон хоровая капелла филармонии начала под руководством заслуженного артиста РФ Альберта Мишина.

Новый худрук приехал из Вологды, где возглавлял мужской хор областной филармонии, и о переезде в Тюмень нисколько не пожалел. Ведь смешанный хор — это большие возможности.

— Знаете, в 2007 году в Чехии проходил ежегодный фестиваль «Рождественская Прага», — вспоминает Альберт Владимирович во время нашего разговора перед репетицией. — Я был членом жюри, а одним из участников фестиваля была хоровая капелла тюменской филармонии. Я бы никогда не подумал, что десять лет спустя судьба распорядится так, что я возглавлю этот коллектив.

— А что вы тогда подумали о капелле?

— Я подумал, что это очень хороший коллектив. Он занял первое место, и это моя оценка, на дипломе моя подпись!

— Как он изменился за десять лет?

— Коллектив в любом случае меняется в лучшую сторону. Меняться в худшую нет смысла. Тогда нужно просто прекратить существование.

А капелла существует. Вот уже двадцать успешных лет артисты находятся в постоянном поиске: нового репертуара, новых идей. Трудятся много — шесть дней в неделю. Пятьдесят лучших голосов области собираются в небольшом помещении на четвертом этаже филармонии. Увидев его, вы бы не подумали, что там могут поместиться даже три десятка человек. А художественный руководитель говорит, что разучивать произведения в тесноте даже удобнее: хористы друг друга слышат, есть контакт. А вот когда репертуар разучен и остается доработать мелочи, артисты переходят в органный или большой зал.

— Наша репетиция — это всегда диалог, — говорит худрук. — Мы общаемся на музыкальном языке, языке звуков. Что-то я поправляю, что-то дополняю. Это не одностороннее общение: в форме звукоизвлечения получаю обратную связь.

— Спортсмены приходят на тренировку в кроссовках, а без чего не может прийти на репетицию хорист?

— Без голоса, — улыбается Мишин. — Настрой нужен обязательно. Человек должен быть готов к тому, что он сейчас будет делать. Репетиция — та же тренировка. Раз — не получилось, два — не получилось. А на десятый получится.

Одна из задач руководителя — настроить артистов. Чтобы они вжились в произведение все разом. Ведь хор — единый организм. Надо учитывать индивидуальность каждого и притом сводить их к гармоничному звучанию, объясняет худрук.

На репетиции в среду певцы готовились к декабрьскому концерту, первому в их собственном абонементе. Отрабатывали реплики из стихиры «Велие и преславное чудо».

Катя Христозова

— Мы готовим абонементы наперед. У нас три собственных, из них два мы делаем совместно с другими коллективами филармонии, — рассказывает Альберт Владимирович. — Декабрьский готовим уже сейчас. А в декабре обязательно подготовим февральский.

— То есть артисты должны не просто выучить репертуар, а довести работу до совершенства?

— Совершенству предела нет. Мы только стараемся приблизиться к нему.

— Может ли наша капелла исполнить любое произведение и, может быть, возместить нам отсутствие оперного театра?

— Надо четко разграничить: хоровой вокал — одно, оперные арии — другое. Это даже разные школы, — объясняет худрук. — Eсли мы берем крупные жанры, оперу, например, то солистов приглашаем. Не совсем правильно говорить, что кого-то не хватает. Коллектив самодостаточен. Все остальное зависит от конкретной задачи. На капеллу падает функция хорового момента. А дальше мы либо используем ресурс города, либо, если вдруг нужен хедлайнер, приглашаем звезду. Сейчас хоровое искусство по всей стране переживает подъем. У нас много разных мероприятий, конкурсов, фестивалей. Это хорошая тенденция. Я убедился в этом, когда готовил концерт 24 мая — на День славянской письменности и культуры. Это было масштабно и достойно.

***
фото: Альберт Мишин ;Репетируют декабрьский концерт.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта