Классика должна быть в моде
Премьера нового сезона в театре кукол — это спектакль «Золотой петушок», поставленный нижегородским режиссером Eленой Османовой по сказке Александра Пушкина.
В первый раз его сыграли 9 сентября, следующий показ — 1 октября. В этом году актерам и постановочной группе повезло: они не были загнаны в угол временными рамками и не должны были ставить спектакль за неделю, как это иногда бывает у творческих коллективов.
Против обыкновения (первую премьеру обычно ставят в начале сезона) труппу собрали летом, в конце сезона прошлого, и предложили поработать с режиссером Eленой Османовой. Дело в том, что она не только режиссер, но и действующая актриса нижегородского театра, а кроме того еще и педагог. Сентябрь, как известно, начало учебного года, так что времени на постановку спектакля в нашем театре у Eлены просто не нашлось бы.
Руководство театра пошло ей навстречу и организовало труппу заранее. И все-таки актер Антон Нестеренко (в «Золотом петушке» он играет скомороха) рассказывает, что после отпуска показывать премьеру не так уж просто. Спектакль не отработан, говорит он. Тем не менее, 9 сентября актеры успешно справились.
Режиссер убеждена, что процесс обучения через сказку, тем более поставленную на сцене театра замечательными актерами-кукольниками, и проще, и веселее. Художник Ирина Николаева создала яркую сценографию в русском стиле, нарисовала эскизы запоминающихся перчаточных и тростевых кукол. Взять даже кукол — сыновей Дадона: у этих персонажей ни проблеска мысли в глазах. Одна ребяческая ретивость у старшего и мечта лежать на печи — у младшего.
«Золотой петушок» учит малышей держать слово. Помните царя Дадона? Этого ленивого управленца, что нарушает обещание, данное звездочету, играет заслуженный артист РФ Юрий Федоров. Царь у него выходит смехотворным. Малыши сразу понимают, что не может царь быть таким лежебокой, который не отрывается от матушкиной подушки, нельзя царю отказываться от ответственности. Вот пальцем в него и тычут.
Хотя звездочет им тоже не по нраву. Да и взрослые на него как на змея-искусителя смотрят. Все ведь понимают: волшебник прекрасно знает, чего от Дадона ждать. Просто пользуется его слабостью. А это разве хорошо? Детки, только посмотрев на зеленую куклу с хитрым прищуром, сразу понимают — нехороший какой-то волшебник.
Eсть в кукольном спектакле и два актера, играющие в живом плане. Это Антон Нестеренко и Александр Ганичев — скоморохи. Ужасно смешные! Кажется, они весь спектакль ссорятся и соревнуются. Пытаются доказать, кто красивее, умнее, смешнее, сильнее. И все-таки один без другого не может. Режиссер еще перед тем, как приехать в Тюмень, видела именно этих актеров в этих ролях. И не прогадала. Причем ни с одной ролью.
За Пушкина Eлена Османова взялась неспроста: она считает, что в театрах стали редко играть классику. Все хотят новой драматургии, экспериментов. Это, конечно, хорошо, но разве всегда? Eлена уверена: Пушкин — наше все. Eго бессмертные произведения учат детей хорошему. Представьте, что в один момент современные дети перестанут знать, кто такой Александр Сергеевич? В голове такое не укладывается.
***
фото: Александр Ганичев и Антон Нестеренко ;Царь Дадон.