«Тобол»: расстаемся до премьеры
Рано или поздно этот день должен был наступить. Когда в окрестностях Тобольска был снят последний кадр. И когда кинокараван собрался в обратный путь. Пора, пора. Eще ждут съемки в Москве.
Все остается людям
Фильм оставляет наследство, и очень даже интересное. Ранее мы о том сообщали, но вкратце. Теперь настало время узнать об этом побольше. На минувшей неделе с тюменскими журналистами встретились продюсер фильма Олег Урушев и генеральный директор Тюменского музейно-просветительского объединения Светлана Сидорова.
Все получилось! Мы увидим «полный метр» (т.е. фильм для кинопроката) и телевизионный сериал в восьми эпизодах. А на тобольской земле уже сейчас доступен интерактивный мобильный музейный комплекс под очень симпатичным названием «Посад сибирских старожилов». И есть немалая вероятность того, что он будет востребован российским кино.
Но давайте послушаем гостей Дома журналистов.
Не декорации, а живой город
Олег Урушев: — Последняя наша смена была в селе Карачи-но на речке Деньгиной. Там съемки длились 14 дней.
Хотел бы напомнить, как все начиналось. Практически год назад мы со Светланой Юрьевной встретились и подписали соглашение о творческом сотрудничестве. Договорились, что кинокартина «Тобол» поможет созданию будущего музея. Мы как раз искали место декорациям. А Светлана Юрьевна планировала строить этот комплекс. Подключились к этому делу, приняли концепцию, которая была предложена музеем на основе исторических материалов профессора Черной из Томского университета (она написала докторскую диссертацию о деревянном зодчестве Сибири XVIII века). Дома Ремезова и Гагарина, которые вы можете сегодня увидеть в Тобольске, словно перенесены туда из ее диссертации. Открою секрет: жилище Семена Ремезова и его семьи — это типичный дом томского воеводы. В романе Семен Ульянович взял за образец один из московских домов. Мы от этого отступили, посчитали, что наш альянс и историчность только выиграют от такой замены.
Наше сотрудничество с музеем началось с нижнего города. С того, что называют декорациями. Но правильное название — мобильный музейный комплекс «Посад сибирских старожилов». Сейчас он приобрел свое второе значение и, думаю, популярность, благодаря тому, что мы провели там съемки фильма. Режиссеру (Игорю Зайцеву — В.Т.) удалось уйти от ощущения декораций — и получился абсолютно живой город XVIII века!
Сейчас все это хозяйство передаем Светлане Юрьевне. А точнее, возвращаем. Да еще и доделываем кое-что. Нам выделили в «Посаде» две комнаты, где появится инсталляция (пространственная композиция — В.Т.) нашего фильма. Отчасти она будет еще и страшилкой — потому что присутствует в ней и трагическая сцена казни князя Гагарина.
Интерес кино к Тобольску, действительно, есть. Сергей Бодров-старший, который взялся за экранизацию другого романа Алексея Иванова — «Сердце Пармы», приезжал на наши съемки. Светлана Сидорова:
— Нам выпала большая честь — в наших пенатах снять фильм о том, что здесь было три века назад… С новыми технологиями, с новой, может быть, идейной позицией. Выпала возможность посмотреть на значимость персоны в истории, на значимость нашей великой Сибири и вообще России в историческом процессе.
Получилось безумно интересно! И я благодарна Олегу Александровичу за то, что он нас в это втянул. Мы уже подходили к моменту создания такого музея, искали «точку приземления». И вот музей родился на свет и уже в пору своего младенчества стал съемочной площадкой. Сегодня мы можем поздравить друг друга. Хочу поблагодарить Олега Александровича за тот форс-мажор, который стал нашим текущим режимом, за вечный рабочий драйв.
Сам процесс съемок был грандиозным. И потому, что собрал у нас множество известных людей, прекрасных актеров. И потому, что позволил тоболякам все это увидеть. Это тоже дорогого стоит. «Посад сибирских старожилов» действует. Официального открытия не будет. Мы уже работаем. Новый объект музейного показа появится и в тобольском Кремле. Кинокомпания передает нам часть реквизита фильма. Вот тут, в стенах Кремля, обязательно будут экскурсии. Но сейчас мы еще в процессе подготовки к этому.
О премьере. Но сначала о деньгах
А далее пошли вопросы и ответы. И ничего удивительного, что начали с того, что и является краеугольным камнем любого проекта. Деньги, всюду деньги, господа!
— Не знаю ни одного фильма, который уложился бы в тот бюджет, который заявлен в начале пути, — сказал Олег Урушев. — Да, у нас есть небольшой перерасход. Подвела погода, особенно зимой, когда снег ушел на две недели раньше. К примеру, сцену прибытия обоза мы снимали в слякоть… Мы не предполагали покупать снег в Тобольске — но покупали его. Точнее, ту технику, которая его завозила с пашен. Даже летом, под дождем, понадобилось декорировать искусственным снегом двор Касыма. Eще нас выбила Панушкова (деревня, у которой построили «ретраншемент», фортификационное оборонительное сооружение ХVIII века — В.Т.). Вынуждены были встать в мае на чистку костюмов, они все были практически убиты. И у нас месяц ушел на химчистку. К июню освежили костюмы и вернулись на площадку. Дефицит бюджета есть, но мы взяли кредит в банке. И смотрим в будущее с оптимизмом.
Заключили контракт с Первым каналом, он финансирует телевизионную версию. Права на сериал передаем им в мае 2019 года. Подписан контракт с инвестиционной компанией «Yellow, Black and White». Это молодая компания, которая производила и прокатывала обе «Кухни» на канале СТС. Они захотели чего-то масштабного, исторического. И полностью профинансируют прокат «Тобола». Такого еще не было в моей продюсерской деятельности — еще не закончил монтаж, а у меня уже открыто финансирование проката! Это очень здорово.
В эти дни проходит кинорынок в Торонто, и эта компания представляет там нашу картину. В конце сентября то же самое будет сделано в Санкт-Петербурге. А в декабре картина появится на московском кинорынке.
Урушев опроверг появившееся в одном из уральских СМИ сообщение, что «Тобол» принесет его создателям супердоходы. И даже пошутил: «Пошла волна — все уже делят прибыли «Тобола». А далее привел реальные цифры:
— Наши маркетологи планируют 300, максимум 400 миллионов рублей кассовых доходов. Это общие сборы, полученные в кассах кинотеатров. 50 процентов забирает сразу кинотеатр, 10-15 процентов — прокатчик. В лучшем случае до нас дойдут 30-40 миллионов. Но это не прибыль, если учесть, что нам еще платить по кредиту. Я не знаю ни одного исторического фильма в России, который бы получил прибыль. Ни «Викинг», ни «Сталинград». Везде есть господдержка. У «Викинга», например, было 600 миллионов рублей государственной дотации.
По контракту с Фондом кино должны сдать «полный метр» 1 декабря 2018 года. Но планируем сдать немножко раньше. И рассматриваем сегодня с «Yellow, Black and White»» возможность проката фильма в кинотеатрах в ноябре 2018 — январе 2019-го. Но посмотрим, как будет складываться прокатная ситуация. Мы — прагматичные люди, и не собираемся ставить фильм в параллель какому-нибудь блокбастеру, который заберет на себя всю аудиторию. Все-таки кино, давайте честно скажем, — достаточно дорогое удовольствие. Это 300 рублей билет. Семья пошла, это тысяча рублей. И она вряд ли пойдет в кино два раза в неделю. Наши партнеры сейчас ведут переговоры о продаже фильма в Китай. Мы даже готовы внести в фильм две сцены, сняв их в Поднебесной. Императорский дворец только украсит фильм — как и китайская кинозвезда, которая сыграет императора. Eсли та сторона готова это профинансировать, то мы дополним фильм.
Первыми фильм увидят три города
Отвечая на вопрос вашего корреспондента о тюменском вкладе в фильм, Олег Александрович прочувствованно и коротко сказал:
— Без поддержки правительства Тюменской области фильма просто не было бы!
А далее он плавно перешел к грядущей премьере, которая состоится в трех городах: Тюмени, Тобольске и Москве.
— Мы уже были в вашем ДК «Нефтяник», ходили, смотрели. Замечательный дворец, но ничего для кино нет. Может быть, стоит приобрести оборудование или взять в аренду? В свое время я устроил премьеру «Анны Карениной» режиссера Сергея Соловьева в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Просто привезли киноустановку, водрузили экран, пригласили гостей. И очень хорошо прошло. Почему бы не провести нашу премьеру в «Нефтянике»? А потом взять тот же аппарат, привезти в Тобольск и показать фильм на крепостной стене!
. А будет ли у телесериала «Тобол» второй сезон? Вот животрепещущий вопрос, который родился у посланца «Курьера» напоследок.
Продюсер Урушев ответил спокойно (хотя показалось, что и с долей грусти):
— Нет, не будет. Эту историю мы рассказали до конца.
***
фото: На съемках «Тобола». ;