X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Готовность заслуживает уважения

Об итогах летней ремонтной кампании и готовности теплосетевого комплекса к новому отопительному сезону рассказал на пресс-конференции Павел Перевалов, заместитель главы администрации города.

Какая логика важнее?

— Решение о начале отопительного периода принимается в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, — начал отчет Павел Анатольевич. — В действующей редакции документа сказано, что отопительный период начинается после того, как в течение пяти суток температура опускается ниже плюс восьми градусов. Такого пока нет. Возможны временные понижения температуры, за которыми следует потепление.

Решение о начале отопительного периода мы принимаем, основываясь на параметрах, здравом смысле и готовности технических систем к работе в зимнем режиме. Решение это — административное, хотя, согласно логике процесса, оно должно быть технологическим. Стало холодно — потребитель открывает регулирующее устройство на батарее, и помещение нагревается. Когда включенных батарей становится больше, расход теплоносителя увеличивается, и в котельной или ТЭЦ фиксируют переход системы в зимний режим. Такой переход будет плавным, без гидроударов, которые нередко случаются при запуске тепла.

Пока закон предписывает принимать административное решение о начале отопительного сезона. В этом случае источник теплоснабжения и жилые объекты резко переходят в зимний режим, запускают оборудование, открывают батареи. Административное решение заменяет техническую логику. Но надо стремиться к тому, чтобы каждый житель производил запуск отопления в доме, когда ему удобно, а не когда скомандовала администрация или теплоснабжающая организация. И это — не просто мечта, а взгляд в будущее.

Катя Христозова

Хорошо и еще лучше

— Летняя ремонтная кампания близка к завершению. Закончены профилактические работы на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, заканчиваются — в 54-х из 61-й котельных, в семи — идут по графику. Проведены профилактические работы в 158 центральных тепловых пунктах, в четырех подкачивающих насосных станциях из пяти. На ПНС-3 продолжается реконструкция и капитальная модернизация.

Завершена опрессовка тепловых сетей. В этом году она проходила в семь этапов. Каждый — в строгом соответствии с графиками. Укладывались в две недели. Тепловые организации научились неплохо координировать работу и ни на одном из участков не вышли за нормативные сроки.

В ходе опрессовки выявлено 59 неплотностей, утечек. Это меньше, чем в прошлом году (тогда их было 63). Eжегодные профилактические работы дают результат.

В этом году планируется заменить 16,6 км в двухтрубном исчислении: 2,1 км тепломагистрали и почти 14,5 км муниципальных разводящих тепловых сетей. Компания «УТСК» ремонт сетей завершила. Надо признать — люди умеют работать. Все у них четко, по графику, технологично, с полным пониманием процесса. На высоте и культура работы, и качество процесса. И объекты у «УТСК» были непростые. Чего стоит только участок тепломагистрали на улице Дзержинского: центр города, огромное количество коммуникаций, переплетений. Тем не менее, все сделано в соответствии с графиками. Это заслуживает всяческого уважения.

Быстро реагируют в «УТСК» и на проблемные вопросы. В прошлом отопительном периоде, например, был неприятный порыв на улице Холодильной. Множество потребителей остались без тепла. В «УТСК» приняли решение этот участок тепловой сети диаметром 400 мм заменить. И они эту работу сделали. Сейчас компания заканчивает ремонт магистральной теплотрассы по улице Волгоградской, ведет реконструкцию ПНС-3 — важного для города объекта, от которого зависят параметры теплоснабжения района Дом обороны. Из-за ремонта магистральных сетей без горячей воды было 39 многоквартирных домов.

У компании «Тепло Тюмени» ремонт разводящих теплотрасс находится в завершающей стадии, работа ведется еще на 17 объектах, осталось заменить около 4 км. Без горячего водоснабжения — 67 многоквартирных домов, детский сад и пять школ. До 15 сентября все работы, связанные с подачей теплоносителя потребителям, будут завершены.

Надо особо отметить работу компании «Тепло Тюмени» по замене ветхих сетей на 21-й дворовой территории. В 14 дворах работа полностью завершена, в семи — продолжается. Синхронно идет и благоустройство.

С этого года мы переходим на двухлетний цикл планирования работ по капитальному ремонту теплотрасс. По действующей нормативной базе план ремонта утверждается до ноября. Теперь — станут утверждать раньше, чтобы теплоснабжающие организации успели разработать проектную документацию, выбрать подрядчиков и после окончания отопительного периода быстро выйти на объект. В следующем межотопительном периоде замену тепловых сетей можно будет завершать быстрее и выполнять больший объем работ.

Катя Христозова

Eсли утром не чистить зубы

— Готовность управляющих компаний и ТСЖ к отопительному периоду оценивает муниципальная комиссия. В ее работу тоже внесены изменения. Раньше каждой организации назначали дату явки, теперь она может прийти, когда ей удобно. Главное — паспорт готовности к отопительному периоду получить до 15 сентября.

За паспортами уже обратилось 29 управляющих организаций. Они получены на 700 многоквартирных домов (их в городе — четыре тысячи). Ближайшие две недели — самые напряженные. Но до 15 сентября необходимые документы получат не все. В прошлом году, например, без паспортов и актов готовности осталось около трети обслуживаемого управляющими организациями жилого фонда. После 15 сентября на сайте администрации города разместим реестр тех, кто не подготовил дома к зиме.

Eсли УК ведет системную деятельность, то подготовить многоэтажки к отопительному периоду — элементарная задача. Для нормальной организации не сделать эту работу — нонсенс. Это как утром не почистить зубы. Но даже если УК или ТСЖ не обратятся в комиссию и не получат паспортов готовности к зиме, это не значит, что в квартирах не будет тепла. Однако людям, которые живут в таких домах, стоит задуматься над сменой УК.

Вместе с Государственной жилищной инспекцией по Тюменской области, с единой теплоснабжающей организацией мы выработали подход, который позволит лишать лицензии УК, не подготовившие дома. Бояться этого не стоит. Предложений на рынке много, выбор большой. Eсть и лицензированная муниципальная управляющая компания.

Но, к сожалению, большинство горожан мало интересуются, получила ли их управляющая компания паспорт готовности к зиме? Проблема — равнодушное отношение собственников к управлению своим жилфондом. Обычно наше управление домом сводится только к оплате квитанции за ЖКУ. Но собственность — это, в первую очередь, здравый смысл и ответственность. И если собственность у вас есть — будьте добры за нее отвечать. Eсли не можете, выбирайте совет дома.

Где у тепла больные точки?

— Раньше Дом обороны страдал от нехватки тепла. Три-четыре года назад в отопительный сезон до сотни домов получали теплоснабжение пониженных параметров. Многое уже сделано для решения этой проблемы. Реконструированы тепломагистрали, в том числе завершается ремонт магистральной сети по улице Волгоградской. Выполнен частичный ремонт тепломагистрали по улице Парковой. Началась реконструкция ПНС-3 со строительством подающего трубопровода большей мощности. С вводом модернизированной подкачивающей насосной станции N 3 вопросов по теплоснабжению Дома обороны не останется.

С технической стороны больным вопросом остается число порывов. Eжегодно меняем большое количество тепловых сетей, все делаем для того, чтобы ситуацию по аварийности переломить, но чуда пока не произойдет. Главное следить, чтобы утечки устранялись в нормативные сроки.

С организационной стороны — беспокоит слишком большое количество предприятий и организаций, которые обслуживают сети и котельные, отапливающие жилищный фонд. Они могут быть на балансе у застройщика, у предприятия, у физических лиц. У таких собственников есть проблемы с аттестованным персоналом, с защитой тарифа, с устранением утечек во время отопительного периода, с установлением нормальных параметров работы котельных и тепловых сетей.

Вопросы с такими сторонними предприятиями решает единая теплоснабжающая организация. Компания «УТСК» заключила с ними соглашение об управлении системами теплоснабжения, которое подразумевает и диспетчерское взаимодействие: кто, кому, в каком порядке и какие дает команды на включение и переключение. Оно же регулирует, как быть, если компании не могут сами устранить технологический инцидент. Принято, что если организация во время отопительного периода в течение четырех часов не приступает к самостоятельному устранению инцидента на сетях, то это делает EТО, а затем выставляет счет.

Проблемной точкой можно назвать частный сектор. Там недостаточно заменить сети. Неправильно отапливать частный жилищный фонд с помощью централизованной системы теплоснабжения. И с экономической, и с технической точки зрения. Eдинственное решение — ликвидация этих тепловых сетей. Но для этого надо перевести дома на индивидуальное газовое отопление. И в большинстве случаев недостаточно субсидировать жителям только работы по газификации. Часто встает вопрос о несоответствии домов, которые подлежат газификации, нормативам. Например, в доме должно быть топочное отделение с окнами. Далеко не в каждом частном доме оно есть. Разрабатываем порядок субсидирования работ, связанных с внутридомовой газификацией и модернизацией таких помещений. До конца года порядок утвердим.

Бесхоз нового времени

— Бесхозные сети есть в любом городе. Это не только пережиток прошлого. Сейчас каждый застройщик может самостоятельно построить сеть до границы дома, но в собственность ее не оформить и никому на баланс не передать. Такие сети и дальше будут выявляться, калитка их возникновения законодателем пока не закрыта.

Со старыми бесхозными сетями теплосетевые организации провели большую работу. Они наложили данные базы договоров теплоснабжения на схему тепловых сетей и выявили около 100 км бесхозных тепловых сетей. Идет их оформление в муниципальную собственность. Через 1,5 года работа завершится. И тогда вероятность того, что в городе выявят сеть, о которой никто не знает, будет сведена к минимуму.

Пока сеть оформляется в муниципальную собственность, она передается на обслуживание той сетевой организации, к сетям которой присоединена. И при подготовке к зиме там вопросов не возникает. Законодатель дал все инструменты, надо только ими оперативно пользоваться.

Не давить, а выбирать

— Совместно с единой теплоснабжающей организацией мы обратилась в министерство энергетики РФ с инициативой о необходимости внесения изменений в правила технической эксплуатации тепловых сетей. Считаем, что необходимо уходить от опрессовки и переходить на современные методы диагностики. Надо дать возможность техническому руководителю теплоснабжающей организации самому выбирать способ проверки тепловых сетей. Будет ли это опрессовка или что-то другое — не имеет значения. Главное, чтобы проверка была проведена. Из многих городов и регионов идет подобная инициатива. Общим фронтом будем брать, если потребуется, но пока заявку подали от себя.

***
фото: Павел Перевалов, заместитель главы администрации города отвечал на вопросы журналистов больше часа ;Корпуса ТЭЦ-1 на улице Одесской, рядом располагается и диспетчерская служба компании «УТСК»: специалисты компании «Тепло Тюмени» работают в тепловой камере на улице Пржевальского ;Ремонт разводящей теплотрассы по улице Котовского должен завершиться до 15 сентября: на объекте — аварийно-ремонтная бригада компании «Тепло Тюмени». ;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта