X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Острова в зеленом океане

Редактор газеты «Уватские известия» Валентин Поспелов, чтобы попасть на торжественное открытие Косухинского нефтяного месторождения, что расположено в том же Уватском районе, сперва проехал на автомобиле четыре сотни километров от Ува-та до Тюмени. Потом около трех часов вместе с тюменскими коллегами трясся в вертолете, пересекая в направлении на северо-восток Тюменскую область. Вечером тот же маршрут, но в обратном порядке: около трех часов на вертолете до аэропорта Плеханово и еще почти 400 километров на машине до районного центра Уват.

А почему? А потому, что иного способа попасть в хозяйство «Уватнефтегаза» в весенне-летне-осенние месяцы не существует. Уватские зимники, если сравнивать с более высокими широтами, стоят немного. Месяца три. В эти месяцы необходимо завезти все необходимое оборудование и материалы на целый год. В каком-то смысле — Арктика наоборот. Там полярное побережье материка и острова Северного океана тоже торопились снабдить всем, что требуется, в короткую пору навигации. Словом, пока наш вертолет завывает и трясется над тайгой, я успеваю кое-где заметить следы растаявших зимников, колеи, чаще всего бесследно исчезающие в болотах.

Шанс посмотреть, как рождается и продолжается тюменское нефтяное чудо, выпадает нечасто и не каждому. Поневоле вспоминаю прежние времена, когда было достаточно взять командировку в редакции и вылететь по избранному адресу. А там инструктор местного райкома партии позвонит соответствующему хозяйственному руководителю и предупредит о твоем прилете. Привезут, отвезут, организуют встречи.

Никон Лейкин

Не то, чтобы я сильно тосковал по прежним райкомам, но степень «доступа к телам» была гораздо выше. Да и страха перед журналистами у начальников любого калибра — от академика до бур-мастера — было куда меньше, чем я наблюдаю в эпоху сплошных, якобы вспомогательных, прессцентровских бастионов.

Никон Лейкин

Лечу. Как летел в первый раз в ту точку, где сейчас стоит город Надым. Как пятью годами позднее туда, где сейчас город Новый Уренгой. Eсли бы утыкать карту Тюменской области флажками моих командировок, то-то пестрая картина получится.

Но вот уже в кадре, точнее, в иллюминаторе — серебряные баки, каре вагончиков, раскрашенная красным и синим арматура трубопроводов, пики молниеотводов. Тямкинское месторождение. Или, как представляют его местные специалисты, — Тямкинский хаб. В переводе с профессионального жаргона — транспортный узел, где собирается и транспортируется дальше то, зачем сюда пришли геологи, строители и нефтяники. Нефть Уватских месторождений. «Уватский проект, — сказано в справке, которой снабдили каждого из сидящих в нашем вертолете, — один из приоритетных в деятельности компании «Роснефть».

Никон Лейкин

. Все строго. На выходе с вертолетной площадки — шлагбаум поперек дороги. Проверка документов. Сверка списка с полетной ведомостью вертолета. На каждом переходе с объекта на объект — подробный инструктаж: не курить, не ходить, на лестницах и трапах — держаться за поручень. Для совсем забывчивых — эти никелированные поручни оклеены соответствующими призывами. Маленько мне напоминает когдатошнее пребывание на базе подводных лодок в Советской Гавани — гостеприимно, но строго.

Чтобы читателю было легче сориентироваться, отмечу: волею неведомых мне высших сил Уватский проект помещен между селом Уват (слева), поселком Салым (сверху) и стыком Омской и Томской областей (справа). Оказалось, что «Уватнефтегаз» — «островное государство» в смешанном океане тайги и болот с пятнами и прожилками открытой воды. Островки связаны замысловатой сетью дорог с бетонным покрытием, уложенным на песчаное основание, присыпанное гравием. На одном из таких островков выстроились серебряные конструкции запорной арматуры. Здесь когда-то стояла буровая, построившая эту шеренгу скважин. Часть скважин разрисована красным — по ним поступает из пласта нефть. Другие — синим. Это нагнетательные скважины, через них в пласт по рассчитанной схеме закачивается вода. Чтобы пласт не уставал, чтобы не падало пластовое давление, которое и помогает выкачивать из песчаника нефть, скопившуюся в его порах еще с юрского периода (от 200 до 150 миллионов лет назад).

Никон Лейкин

Обводненность здешних месторождений довольно высока. До 50 процентов. Воду, поднятую вместе с нефтью на поверхность, отделяют от нефти и снова закачивают в пласт через нагнетательные — синие — скважины.

Кое-что по этой теме я знал из своих прежних командировок в нефтяные районы Приобья. А местного колорита добавил заместитель начальника 2-го промысла Сергей Волобуев, который и знакомил нас с Тямкинским месторождением. Сергей, как и большинство специалистов Уватского нефтяного района, — выпускник тюменского нефтяного вуза, недавно вновь ставшего индустриальным. 10 лет назад Сергей получил диплом и с тех пор работает здесь. Режим вахтовый — три недели на месторождении, три недели в Тюмени.

Помогает ему справляться с нашей, в общем-то, покладистой и законопослушной журналистской командой мастер по добыче Александр Глазачев. Выпускник того же нефтегазопромыслового факультета. С 2011 года — бакалавр. Позднее закончил магистратуру. Магистр Глазачев поворачивает красную рукоятку и медленно наполняет стеклянный сосуд темной жидкостью. Это и есть уватская нефть, один из источников наполнения областного бюджета.

Никон Лейкин

И еще, чтобы закончить с кадровым вопросом. Через пару часов начнется торжественная церемония пуска в промышленную эксплуатацию нового месторождения уватской группы — Косухинского. Там выступит и.о. ректора индустриального университета Вероника Eфремова и скажет, что 60 процентов специалистов, занятых в Уватском проекте, это выпускники индустриального института — нефтегазового университета — индустриального университета. Почти о том же и почти такими же словами говорил в своем выступлении на церемонии руководитель «Уватнефтегаза» Eвгений Задорожный.

Новое месторождение, куда мы переехали, завершая свое непродолжительное путешествие по этой нефтяной стране, названо в честь первого ректора индустриального института Анатолия Косу-хина. Он возглавил вуз в территории, которая только-только начала превращаться в нефтяную провинцию. Позднее ее назовут открытием XX века. Косухинское месторождение — признание заслуг самого Анатолия Николаевича и созданной им профессиональной школы. В память об этом неподалеку от первой скважины 31 августа установлен мемориальный знак.

Никон Лейкин

Было все, что положено в таких случаях: высокие гости, благодарности, приветствия, поздравления, награждения.

Губернатор Якушев, обращаясь к виновникам торжества и гостям праздника, назвал происходящее «очень важным, знаковым событием». Он напомнил, сколько праздничного сошлось в 31 августа: и День знаний, и канун Дня нефтяника, и вступление в промышленную эксплуатацию месторождения, названного именем первого ректора индустриального института Анатолия Косухина. Учебного заведения, уточнил губернатор, «благодаря которому осваивается Западная Сибирь». — . Все мы прекрасно знаем, что означает Уватский проект для экономики Тюменской области, — говорил губернатор, вспоминая, каким сложным был путь этого проекта к сегодняшнему празднику. — И запасы здесь трудно извлекаемые. Eсли бы не совместные усилия, если бы не найденные механизмы налогообложения, то, наверное, проект этот сделать было бы очень сложно, а скорее всего и невозможно. Но все получилось, проект развивается, экономика региона растет, компания «Роснефть» наращивает добычу на юге Тюменской области, чему мы, конечно, рады. Когда начиналась разработка месторождений Уватской группы, никто и не думал, — признался глава региона, — сколько месторождений здесь будет открыто и тем более, что мы выйдем на такую добычу!

Никон Лейкин

Губернатор благодарил всех, кто причастен к этой победе, — геологов, нефтяников, строителей:

— Всем огромное спасибо. Уверен в том, что это не последняя производственная победа и «Уватнефтегаза», и компании «Роснефть». Каждое новое месторождение, которое запускается в промышленный оборот, — это огромный шаг вперед в развитии экономики нашего промышленного региона. . А над праздником недоступно и монументально высилась, подобная рыцарскому замку, закованному в серую броню, работающая буровая. Ходил вверх и вниз видимый в разрезе обшивки желтый кран-блок, да время от времени поглядывал сверху на праздник на площади бурильщик в красном комбинезоне. Но недолго. На первом кусте шло бурение уже третьей скважины. Всего их здесь будет одиннадцать. А на всех четырех кустах, как сообщает проект разработки Косухинского месторождения, предполагается построить 67 скважин. На пике добычи месторождение станет давать 800 тысяч тонн нефти в год.

***
фото: Уватский проект — место действия ;Тямкинское месторождение с высоты птичьего полета ;«Предъявите ваши документы» ;Мастер Александр Глазачев ;Награда из рук губернатора ;Недоступная буровая ;Заместитель начальника промысла N 2 Сергей Волобуев ;Над промыслом хорошая погода.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта