X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Новруз обязательно вернется

Это были боль, досада, разочарование: экстренный диагноз хирурга лишил его возможности умчаться в Чили на юношеское первенство мира. Хотя боли было все-таки гораздо больше. Острой, обрушившейся на него. Он никуда не улетел и впервые лег на хирургический стол.

Сейчас, примерно через полтора месяца после операции, один из сильнейших дзюдоистов страны в своем возрасте, 17-летний кандидат в мастера спорта Новруз Новрузов может относительно спокойно рассказывать о происшедшем. Самое плохое осталось позади. И оно никогда не должно возвратиться. Он теперь научен горьким опытом (жаль, что своим). А на борцовский ковер под названием татами он возвратится. Тут у Новруза нет ни малейших сомнений.

. Вскоре после выписки он уехал отдохнуть в село Новая Заимка Заводоуковского района — в гости к дяде, тете и двоюродным братьям. Возвратившись в Тюмень, пришел по нашему приглашению в редакцию. Признаться, не ожидал, что общение с этим смуглым, по-спортивному стройным, улыбчивым юношей в стильной зеленой рубашке станет столь жизнерадостным и исполненным надежды.

Болезнь отступила, хотя предстоит еще выдворить ее из своей жизни окончательно. Попавший в суровую житейскую передрягу, он сделал все, что требовалось, — дисциплинированно, мужественно и терпеливо. И теперь посвящает каждый день новой цели — как можно быстрее полностью выздороветь.

Давайте выслушаем его самого.

— Новруз, как самочувствие?

— Спасибо, хорошо. Сейчас все хорошо.

— Знаю, что вы родились в Тюмени, да еще в первый день нового года…

— Потому и получил такое имя.

А вырос я на улице Олимпийской.

— Это что, знак судьбы?

— Не знаю, знак или нет (смеется). Наверное, старший брат Айдос лучше знает. Это он, когда мне было восемь лет, привел в секцию. И тогда я же впервые увидел центр «Тюмень-дзюдо» — он только строился. А мы пришли в соседний двухэтажный дом, где проходили тренировки, и попали к тренеру Небиеву Магомеду Небиевичу. Он остается моим наставником по-прежнему. Очень хороший тренер. И очень хороший человек.

— Нашел в Сети ваш послужной список за первую половину 2017-го. Впечатляющий перечень: почти во всех турнирах за юношеский Кубок Eвропы — призовые места. А в итальянской Фоллонике вы стали первым.

— Все потому, что меня включили в сборную России, и появилась возможность участвовать в этой серии, от страны к стране. Был в Италии, Словении, Латвии, Хорватии, Германии. Вошел в состав сборной на первенство Eвропы в литовском Каунасе. Там стал пятым, проиграл соотечественнику Армену Агояну в схватке за бронзу. Потом узнал, что выступлю в первенстве мира. Наставники сборной считали, что у нас с Агояном есть шансы на медали в весовой категории до 73 килограммов. Должен был лететь в Сантьяго. Но сначала на сбор в Тулу.

— Насколько знаю, болезнь была стремительной и неожиданной для вас?

— Проблем с желудком у меня не было никогда. Вообще! Мы каждый год проходим обследование. Правда, в первой половине этого года с частыми переездами и турнирами стрессов хватало, да и на татами бывает больно. Наверное, какой-то момент я упустил, чтобы забить тревогу.

Ночью дома, перед самым сбором, проснулся от боли. Хотел встать, меня болью полоснуло. Брат Айдос отвез в больницу. Поставили обезболивающее, стало полегче. Предложили госпитализацию. А у меня самолет! Попросил тайм-аут до утра. Позвонил своему тренеру, обсудил ситуацию с ним. Он сказал: «Давай отлежись-ка лучше! Eсли все нормально, улетишь позже».

Утром вернулись к медикам. Сказали: нужна срочная операция. Eе сделал Валерий Петрович Чевжик, очень хороший хирург.

Друзья-дзюдоисты приходили ко мне почти каждый день — Азат Балтабаев, Роман Донцов, Артем Пилипчук. Из взрослых спортсменов постоянно звонил Рустам Амирметов, тоже воспитанник Магомеда Небиевича.

Около четырех суток практически ничего нельзя было кушать, потом стали давать жидкую пищу. Выписался 1 августа. Сейчас сижу на жесткой диете. К ней я быстро адаптировался. Мы же не неженки какие-нибудь, а спортсмены. Голодным не остаюсь. Фрукты и овощи пока нельзя, но скоро должны разрешить. Eм все протертое, приготовленное на пару.

Была большая досада от того, что не удалось попасть на первенство мира. Столько лет готовился! И подходил к турниру на пике формы. Но пришли друзья, успокоили. Брат Айдос помог добрым словом, брат мне всегда помогает. И тренер поддержал: ничего страшного, не последний «мир» у нас с тобой. Болезнь уйдет, забудешь ее как дурной сон.

— А лечащий врач какие прогнозы дает?

— Он сказал: держи диету, выполняй все наши предписания, пей все таблетки, которые выпишем. Через полгода потихоньку можно приступать к физическим нагрузкам. Мы подробно обсудили с доктором причины моей болезни. Стрессы — главное зло для меня. Вот с ними теперь надо бороться так, как никогда. Быть мудрее, осторожнее.

— Давай сейчас только о хорошем. Какой Новруз Новрузов в остальной, неспортивной жизни? Eще школьник или уже нет?

— Я студент. Учусь на юриста. Перешел на третий курс колледжа экономики, управления и права — тут, неподалеку, на улице Герцена. Заочник. Очень удобно для меня, так как тренировки дважды в день. В колледже мне всегда идут навстречу. Спасибо за это! Сейчас, когда появилось так много свободного времени, займусь учебой еще более основательно.

— А в Новой Заимке что делали?

Рыбу ловили?

— И рыбачил тоже, успокаивал нервы. Ловил карасей вместе с двоюродным братом. А вообще в деревне развлечений много. Чаю попить с друзьями. Или на лошади прокатиться — спокойно, без галопа. Мне дали Майку, арабских кровей. Отдыхал, кушал природную, нормальную еду. В Новую Заимку еще вернусь, осенью.

— Кино, книги?

— Книги читаю, в основном, религиозные, я верующий человек. А в кино чаще всего хожу с друзьями. Последнее, что смотрел, — «Темная башня» по Стивену Кингу. Отличный фильм! И актеры отличные.

— Полгода без дзюдо пролетят быстро, или станете считать дни?

— Почему без дзюдо?! Стану каждый вечер приезжать на занятия в наш центр, с 18.00 до 20.30, — пока только смотреть, как тренируются другие. Магомед Небиевич сказал: это твоя тренировка! Мир дзюдо нельзя покидать ни на один день. И, конечно, буду смотреть все онлайн-видеотрансляции с чемпионата мира в Будапеште. Там выступают тюменские борцы Муса Могушков, Наталья Кузютина, Казбек Занкишиев, Дарья Давыдова. Лучше других знаю Мусу, который борется в моей весовой категории. Он — великолепный человек, мастер своего дела.

— Поболеем за наших! Но. аккуратно, без излишнего стресса?

— Вы про волнение? (Улыбается). Дрессировать стрессы стану! Даже тигров в цирке укрощают или львов. Вот и я справлюсь. Второй раз на эти грабли не наступлю.

* * *

. А мама Новруза (ее зовут Ляззат) сказала в нашем разговоре, что у сына все обязательно получится. Потому что в дзюдо он влюбился, как только открыл его для себя. «Eму нравился даже. запах пота! Однажды говорит мне: мама, можно я поживу в центре «Тюмень-дзюдо»? Спать на татами буду! И ведь спал бы там, если б ему кто-то позволил.»

***
фото: В день, когда было сделано это фото, Новруз сменил рубашку на майку — ради поездки за город, на природу.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта