Реальное училище после Словцова
Окончание. Начало в N 92.
Третий директор
В одном из архивных дел за 1916 год встретилось заявление потомственного почетного гражданина Василия Лавровича Жернакова «выдать свидетельство о том, что сын мой Алексей во время пребывания в числе учеников тюменского Александровского училища с 1904 по 1912 год, в коем он закончил курс, страдал заиканием и задаваемые уроки отвечал с трудом». Положительный ответ на заявление подписан: «Директор училища Б. Барсов». Это был третий директор училища.
Борис Петрович Барсов назначен директором 5 января 1916 года. Родился он в 1884 году, окончил Петроградский университет по математическому отделению с дипломом первой степени (с отличием) в звании учителя средних учебных заведений. Был женат.
Барсову довелось руководить училищем в самые беспокойные годы перед Октябрьской революцией и во время Гражданской войны, когда власть в Тюмени переходила из рук в руки: от царских чиновников к большевикам, от них — к Временному Сибирскому правительству, к адмиралу Колчаку и опять к большевикам. Были трудности с дровами, продуктами питания. Часть училища заняли под госпиталь бойцов белой армии, потом — красной.
В городе возникли затруднения с хлебом, сахар продавали по карточкам. Такого раньше не бывало. В училище подавали заявления учителя и ученики на выдачу сахарных карточек.
Шла Первая мировая война. В Тюмени полно военнопленных. Газеты печатали новости с фронтов, среди прочих — рассказ о бывшем ученике реального училища Вячеславе Крыжановском, который во время атаки зарубил двух австрийцев, одного застрелил, а сам уцелел. Объявлялись призывы новобранцев в армию. Сохранилось заявление учительницы немецкого языка Eкатерины Ивановны Шульц, в котором она просила дать ей временный отпуск или уволить, так как «я желала бы поступить в сестры милосердия и отправиться в действующую армию». Неизвестно, отпустили ли Eкатерину Ивановну на фронт, но в 1920 году ее фамилия встречалась в списке учителей тюменских школ. Одно время она была директором одной из школ, вышла замуж, но после 1927 года ее личное дело перестало пополняться документами.
Разброд и шатания в общественной жизни России и Тюмени отрицательно сказывались на учебном процессе училища. Образовательный ценз учителей оставался высоким: почти все они были выпускниками известных в России университетов или учительских семинарий, многие имели большой стаж педагогической работы. Однако ученики стали плохо учиться. На родительском комитете обсуждался вопрос успеваемости. Выяснилось, что учителя стали завышать оценки, чтобы заинтересовать учеников учиться лучше, но те стали готовиться к урокам еще хуже. Родители с политикой учителей не согласились.
Ранней весной 1918 года из Петрограда приехал молодой выпускник академии художеств Михаил Иванович Авилов и организовал в училище платную изостудию. Занятия проводились в рисовальном зале. У него стали учиться будущие художники Тюмени: Вениамин Барашев, Иван и Николай Кротовы, Александр и Всеволод Митинские, Павел Рассомахин. Занятия продолжались несколько месяцев, перед приходом в Тюмень белогвардейцев Авилов уехал.
В начале лета 1918 года к Тюмени с востока и юга приблизились отряды белогвардейцев и чехословацкого корпуса. Рабочие Тюмени готовились к обороне города. Во дворе училища губернский военный комиссар Г. Пермяков раздал рабочим заводов и фабрик три тысячи винтовок и ружей.
Удержаться в Тюмени большевикам не удалось: в ночь на 20 июля 1918 года красногвардейцы отступили на Урал. В город вошли отряды армии Временного Сибирского правительства и чехословацкого корпуса.
В конце августа реалисты продолжили учебу как обычно. Директором училища оставался Барсов. Так прошел еще один учебный год, который оказался последним в работе училища. Хотя в июле 1919 года, когда колчаковцы собрались уйти из Тюмени под напором Красной армии, была объявлена запись желающих обучаться в реальном училище.
Финал
7 августа 1919 года колчаковцы без боя сдали Тюмень красноармейцам. В реальном училище расположили госпиталь для раненых бойцов. Училище больше не открылось.
В своих воспоминаниях бывший его ученик, известный в Тюмени врач-педиатр Станислав Карнацевич (1891-1977 гг.) писал, что весной 1917 года в училище назначили четвертого директора учителя И.Ф. Виноходова. Однако это досадная ошибка мемуариста: Виноходова еще в 1914 году назначили директором мужской гимназии в город Каинск; в делах училища мне удалось найти «свидетельство об окончании», подписанное Барсовым в апреле 1919 года. Так что не было четвертого директора в тюменском реальном училище. Судьба Барсова осталась невыясненной.
Сорок лет работало Александровское реальное училище, как говорили в старину, на ниве просвещения юношества Тюмени. Сотни молодых людей получили здесь общее среднее образование. Новому времени, новой власти нужны были учебные заведения нового типа.
И год спустя, осенью 1920 года, в стенах реального училища открылось новое учебное заведение — первый политехникум, через четыре года ставший сельскохозяйственным техникумом и просуществовавший тоже сорок лет. Из него вырос аграрный университет.
***
фото: