Какой у реновации подтекст
В июле президент РФ подписал федеральный закон о реновации столичного жилья.
Власти Москвы планируют снести более четырех тысяч хрущевок. Это почти пять сотен кварталов. Предполагается, что переселяться придется почти полутора миллионам человек — два таких города, как Тюмень. В результате население столицы может вырасти на полмиллиона. Этот проект не остался московской «фишкой», он докатился до регионов.
Что же такое реновация? В чем ее содержание? И нужен ли клон этой программы Тюмени? Об этом недавно говорили эксперты на заседании пресс-клуба «Неформат».
О белых пятнах
Чтобы разобраться в теме, пригласили как тюменских, так и московских экспертов. Эвелина Ишметова, председатель экспертного совета по редевелопменту при Российской гильдии управляющих и девелоперов, рассказала о столичном опыте. Оказывается, к программе реновации хрущевок в Москве приступили в 1999 году. Планировалось, что за 10 лет будет расселено 1772 дома. Но и за 17 лет программа первой волны не закончена. В 2009 году она забуксовала: не хватило свободных площадок под переселение, жители не захотели переезжать далеко, возникли сложности с тем, чтобы признать пятиэтажки аварийными, поскольку они ими не являлись. В мае этого года началось голосование по новым спискам, в которые попали 4500 домов. Предполагается, что на их месте построят высотки (15 этажей и выше), таким образом, население микрорайонов вырастет в два-три раза.
Хорошо это для города или плохо? Специалисты считают, что под угрозой окажутся градостроительные нормы. Так, на месте 6,5 млн кв.м. снесенных пятиэтажек первой волны построено более 21 млн кв.м. жилья. Хватит ли парковок, мест в школах, детских садах и поликлиниках? Справятся ли инженерные системы с дополнительной нагрузкой? Не ударит ли по карману новоселов изменение кадастровой стоимости земельных участков? Кто вообще заселит новые дома? В текущей редакции документа, по мнению Эвелины Ишметовой, слишком много белых пятен. Как все будет в реальности, никто не знает.
У них и у нас
Проблема сноса старого жилья существует во всех крупных городах мира. Во Франции программа реновации началась в конце XIX века. В то время население Парижа увеличилось почти вдвое, а застройка центра города оставалась на уровне средневековья. Большинство горожан приняли реновацию в штыки, считали, что это — выброшенные на ветер деньги. Но благодаря той перестройке Париж стал олицетворением модерна.
Один из первых опытов реновации в США начался в 1949 году. В течение нескольких лет в 458 городах страны было переселено более двух миллионов семей. Поначалу все выглядело радужно, но через 12 лет проект потерпел фиаско, один из городов-новостроек даже объявили зоной бедствия.
Программа реновации по-китайски в 60-х годах оказалась более успешной. Построили около 3 млн кв.м. жилья, увеличили социальные нормы жилья.
Реновация по-немецки пришлась на начало 2000-х годов. Она затронула 494 восточных и 530 западных городов страны. Программа продолжается.
Для японской реновации, которая охватила 22 города, характерно максимальное вовлечение собственников в этот процесс. Все планы городских участков обсуждались с общественностью.
В Тюмени в 90-х годах тоже был первый опыт реновации. В 1991 году для этого создали дирекцию по реконструкции исторического центра. Тогда построили пешеходную зону — Литературный бульвар на улице Советской. Родились и планы преобразования городских участков, застроенных 2-3-этажными домами, например, на улицах Минской, Котовского, Харьковской, Холодильной. Провели первые опросы жителей, которые отметили, что в результате реновации и сноса домов они хотели бы жить на прежнем месте.
О количестве и качестве
— Вопрос не в том, проводить или не проводить реновацию? Вопрос в том, как ее проводить, — считает Александр Панфилов, заведующий кафедрой архитектуры и дизайна ТИУ. Он считает, что сносить пятиэтажки — односторонний подход к реновации. Интересней и полезней — скандинавский опыт, который понимает реновацию не как увеличение количества, а как повышение качества жилья. Такой подход даст больший экономический эффект. Люди сопротивляются реновации потому, что не хотят терять свои дворы и соседей — свой микросоциум, знакомую среду. Люди хотят, чтобы инфраструктура развивалась опережающими темпами, поэтому на новом — конкурсном — уровне должны развиваться проекты застройки и планировки этих территорий, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант.
— Не все, что Москва предлагает для себя, приемлемо для других регионов, — уверен Сергей Лесков, генеральный директор ООО «Геопроект», руководитель негосударственной экспертизы проектной документации. — У нас нет проблемы реновации пятиэтажек, они строились позже, чем в столице и другой серии. От уплотнения, к которому двигается Москва, пострадает городское пространство. А город надо ценить и беречь.
— Сам термин реновация в Тюмени надо рассматривать как реконструкцию, — считает Олег Бузников, почетный архитектор РФ, директор компании «ГИПРОДОМ». — В Москве существует дефицит земельных участков под новое строительство, у нас этого дефицита нет. И говорить о реновации по-московски нет необходимости. Для нас более актуален снос ветхого и аварийного жилья. Таким образом, мы занимаемся реконструкцией городской территории. Даже строительство новой дорожной инфраструктуры, мостов и развязок в нашем городе — реновация. Ведь смысл термина реновация — создание благоприятной и комфортной среды обитания.
— Реновация — это не решение проблемы застройки территорий, а решение проблем жилищного фонда, который становится аварийным, — согласился Руслан Кухарук, заместитель главы администрации города. — Мы должны говорить о реновации жилого фонда, который признан ветхим. И Тюменская область — одна из лидеров по реализации этой программы. 919 жилых помещений уже отселены, остались считанные квартиры. Предоставлено и 469 квартир жильцам домов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Реализуется у нас и программа развития застроенных территорий (276 домов подлежит сносу, объем планируемого строительства 1217 тыс. кв.м. жилья). В 2017 году рассматривается возможность развития еще 12 застроенных территорий. Eсли мы говорим о реновации в Тюмени, надо пока не изобретать новшеств, а пользоваться действующим законодательным механизмом. Но можно подумать о сокращении сроков и упрощении процедур прохождения документов. Слепо копировать чужой опыт не стоит.
Участники заседания сделали вывод, что в любом преобразовании надо видеть конечную цель. И задумываться не только над экономикой, но и над тем, какую культурную цель мы ставим перед собой.
***
фото: