X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Между болотом и вертолетом

В некоторые истории отказываешься верить до тех пор, пока не станешь их очевидцем. Мне вот не верилось в существование одиночных поселений в Уватском районе.

Ну, откуда в современном мире отшельники, которые живут в тайге, не ходят в кинотеатры и магазины? Даже сейчас сложно поверить, что встреча с ханты мне не причудилась. И что мы с сотрудниками и подрядчиками «РНУватнефтегаз» действительно побывали в деревнях Казак и Васькино (правда, я бы назвала их семейными поселениями).

Только «Курьер» прибыл, чтобы познакомиться с хантами-отшельниками, а «РН-Уватнефтегаз» — с рабочим визитом. Компания планирует провести близ поселений сейсморазведку, искать нефть. Для этого, сами понимаете, лес рубить придется и скважины бурить, что, конечно, повлияет на привычную жизнь ханты. Поэтому так важно заранее поговорить с местными жителями, найти с ними взаимопонимание.

Галя Безбородова

Google не найдет

Сколько бы я ни искала оба поселения на карте Google — найти не смогла. Так что, просто опишу наш маршрут. От аэропорта в Тобольске до поселения Казак — два часа лету на вертолете на северо-восток. Иначе летом не добраться, а вот в холодное время года есть зимняя дорога. Подрядчики «РН-Уватнефтегаза», которые обустраивают Протозановское месторождение, в холода завозят свою технику как раз по зимнику. Eсли успевают справиться с делами до оттепели, то везут ее обратно тем же путем. Нет — оставляют до следующей зимы, а сами улетают на вертолете. В общем, самое близкое месторождение к деревне Васькино — Протозановское. Рядом с поселением есть озеро Васькино, его уже можно найти на карте Уватского района. Казак находится близ Усть-Тегусского месторождения.

Казак

Дорогу в Казак я проспала. Хотя собиралась не отрываться от иллюминатора на протяжении всего полета. Просто 20 минут хватило, чтобы понять, до чего огромен Уват, и что будет дальше. Площадь в цифрах не ошеломляет, а болота, которым нет конца и края, если смотреть в иллюминаторы, — наглядное доказательство простора.

Да и что еще делать во время полета, если не спать? Разговаривать не получается — слишком громко гудит вертолет. Но мы с фотокором Галей нашли способ — переписывались.

Галя Безбородова

«Так долго пытаемся взлететь.» — пишу. Или из Галиного: «Месторождение!!!» Киваю, и снова строчу: «Смотри, травка на дискотеке». Галя смеется и смотрит в иллюминатор на траву, которую колошматит сильным ветром.

Прилетели. Я почему-то думала, нас встретит низкорослый плотный ханты, хозяин семейства. Но первое, что вижу, — худые, но сильные руки, принимающие из вертолета муку и сахар — презент от «РН-Уватнефтегаза».

В общем, встречает нас Юрий, вполне себе русский. С ним три дочки — Света, Роза и Юля. А еще хозяйка — Зоя Лазаревна, ханты по национальности, уроженка села Демьян Омской области. Фамилия у семейства — Истрашкины. Живут на горке близ реки Демьянки. На ней и рыбачат. Речушка, правда, мелкая, вода в ней коричневая.

Хозяйство Истрашкиных состоит из разных сооружений: несколько избушек, самая большая — это жилой дом. Не чум, а именно дом, каких полно в Тюменском районе. Остальное — хозяйственные постройки.

Галя Безбородова

Стоят в Казаке и будки, шесть штук. В каждой — собаки. Две, правда, убежали недавно, говорит Юрий. В отдельной избушке у Истрашкиных кухня. Eсть веранда. Там мы и устраиваемся для разговора.

Все выглядит обычным, если не считать скелетов животных и шкуры. На крыше кухни — череп медведя. Он, оказывается, длинный, как у лошади. Eще и клыки здоровые. К веранде прибита голова щуки. А на задней стене дома висит большая шкура медведя. Хотя Зоя уверяет: эта еще маловата. Хищники, кстати, не часто беспокоят жителей. Бывает, бедокурят (то ягоды собранные съедят, то грядки перетопчут), но на рожон не лезут. Юрий-то вооружен.

Eсли возникнут проблемы, то Истрашкины в любое время могут позвонить в Уват. Их телефоны привязаны веревочками к крыше — в этом месте мобильный ловит связь.

Хотя вообще-то Истрашкины самостоятельные. Рыбачат даже дети. Спускаемся с ними к Демьянке. Там две лодки. Одна из них, рассказывает младшая Света, называется обласок. Похожа на огромный, слегка подсушенный лист Иван-чая. Старшая, Юля, легко запрыгивает в него и показывает, как управлять. Оказалось, неподготовленный человек держать равновесие не сможет и обязательно перевернется. А у девочки хорошо получается. Чем еще заниматься, когда в школу не надо? Туда, кстати, девочек вертолет забирает. Зимой — самолет. Конечно, из соседней деревни, где есть взлетная полоса. А летом девочки чаще всего играют с мячом.

— Однажды папа так сильно пнул мяч, что у него тапок слетел, — смеется Света, которая пока играет хуже сестер, ей ведь всего шесть, но старается не отставать. Просит, чтобы пасовали ей.

Галя Безбородова

Пока девочки развлекаются на берегу, взрослые обсуждают важные дела. О том, как живут Истрашкины, что их беспокоит, спрашивала Анастасия Лескина — заместитель начальника управления по взаимодействию с органами государственной власти и недропользования «РН-Уватнефтегаз». Хозяева Казака довольно скромные. Сказали, их основная проблема — сложности с доставкой бензина. Анастасия Сергеевна пообещала разобраться. Более того, за причиненные неудобства, связанные с производственной деятельностью нефтяной компании на их территории, семья получит денежную компенсацию.

Васькино

В Васькино нас встречает семья Тайлаковых. Вокруг их поселения — болота. Только вот местным жителям они не мешают. Полина Спиридоновна — хозяйка дома — пешком, кажется, вообще не ходит. Больше бегом. Движения у нее резкие, быстрые. А что вы хотели? Она и охотой сама занимается. Жизнь в тайге и не тому научит.

У Полины Спиридоновны интересная внешность. Зимой лицо ее и волосы белы, как снег. Но летнее солнце на Севере палит так беспощадно, что кожа обгорает…

А вот супруг ее Яков Иванович загорает хорошо. Он тоже ханты, уроженец села Таурово. Хозяин кажется человеком осторожным и не слишком открытым. Про свои заботы много не рассказывает. Хотя говорит: обустройство Протозановского месторождения «съело» значительную часть его угодий. Но с этим в «РН-Уватнефтегаз» тоже разберутся — определят размер денежной компенсации. А еще Яков Иванович иногда нуждается в средствах передвижения. К счастью, «РН-Уватнефтегаз» две поездки в год на вертолете обеспечить может. Во всяком случае, зимой можно не летать — зимник есть.

Галя Безбородова

В остальном быт Тайлаковых схож с тем, что налажен в семье Истрашкиных. Охотятся, рыбу в озере ловят. Гостей, кстати, угостили малиновым чаем и ухой из карася. Тушенку из лосятины предложили. Eще голубики здесь больше, да изделия из бересты сразу на глаза попадаются. Рюкзаки, коробки — все из березовой коры мастерят.

Обычно супруги Тайлаковы живут вдвоем. А на лето им привозят внуков. Младший помогает бабушке посуду мыть в берестяном «тазике» — сам захотел.

Галя Безбородова

. Они такие же, как и мы. Просто живут в других условиях. Телевизор смотрят куда меньше. Кино — раза два в год. По телефону говорят не так часто. В школу дети ханты не пешком ходят — на время учебы их увозит вертолет. Eду добывают себе сами и сами строят жилье. А главное — они не отказываются от благ современного мира, но при этом стараются не превращаться в заложников цивилизации.

Галя Безбородова

***
фото: Зоя Лазаревна (в центре) встречает гостей из «РН-Уватнефтегаза» ;Тайга с высоты ;Юля, Роза и Света ;Готовят на открытом огне ;Казак ;Запасы на зиму ;Полина Спиридоновна, хозяйка в Васькино ;Яков Иванович.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта