Будущее за программистами
Институт математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета — место, где из вчерашних школьников могут сделать профессионалов мирового уровня.
Особенно интересны достижения института в сфере ИТ. К примеру, это первое место в компетенции ИТ-решений в бизнесе на платформе 1C на чемпионате WorldSkills в этом году.
— В Тюменской области сейчас активно строится ИТ-кластер. Это и определяет контекст, в котором мы работаем, — говорит Александр Ивашко, директор института. — Университет участвует в программе 5-100, благодаря этому мы выполняем проекты вместе с международными партнерами.
Так, совместно со Страсбургским университетом в будущем учебном году открывается магистерская программа — вычислительная механика. Сейчас ведется набор студентов на русскоязычную программу, но со следующего года обучение должно стать англоязычным. Первый год студенты проведут в ТюмГУ, второй — в Страсбургском университете. По итогам обучения получат дипломы обоих высших учебных заведений.
— Совместно с областным правительством запущены проекты для школьников — АйТиЛаб и РобоЛаб. Также у нас действует заочная физико-математическая школа, — продолжает Ивашко. — Все затем, чтобы выявить талантливых детей, которые затем придут в наши программы.
Что касается работы со студентами, то новые направления у института есть и для них. Так, в будущем учебном году стартует новая образовательная программа — совместное математическое образование. Новинка прошлого года — программа мехатроника и робототехника. А также уже четвертый год работает программа — педагогическое образование с двумя профилями — математикой и информатикой.
Студенты активно участвуют в олимпиадном движении. Команда по спортивному программированию традиционно выходит в полуфинал мира. Одерживать победы, особенно на чемпионате WorldSkills, студентам помогает уникальная для нашей области лаборатория мехатроники.
— Все оборудование лаборатории можно разделить на две части. Первая — это стенд, который является по сути столом для обучения курсу пневматики и гидравлики. Вторая — конвейерные линии, — объясняет младший научный сотрудник лаборатории Александр Кропотин.
Студенты, изучая гидравлику и пневматику, могут нарисовать схему и после реализовать ее в лаборатории, увидеть, как она работает, измерить ее физические свойства. — Также есть линия, моделирующая процесс сборки пневматических цилиндров. Состоит из нескольких станций, и каждая из них выполняет свои задачи. Мы ее постоянно собираем, разбираем, придумываем разные нестандартные решения. Каждая станция представлена пересечением пневматики, гидравлики, электрики и электроники, — рассказывает Кропотин.
Eсли же говорить про андроидных, то есть человекоподобных роботов, важно понимать: они должны решать задачи, схожие с задачами человека, а это уже интеллектуальные функции. Их механизмы — например, руки, мимика, — служат для передачи физического и эмоционального состояния. Потому и главная сложность — не в сборке такого робота, а том, чтобы сделать его интеллектуальные функции схожими с человеческими. Несколько городских компаний пытаются решать эти задачи — и достаточно успешно.
— Программная инженерия в последние годы скакнула далеко вперед. Сейчас одного программиста для создания программы уже недостаточно, — объясняет заведующий кафедрой программной инженерии Михаил Григорьев. — Это должны быть и дизайнеры, и программисты-аналитики, и инженеры, которые придумывают, как эти программы должны работать и какие цели преследовать. То есть такой большой штат программистов, которые создают один готовый продукт. В этом плане институт полностью соответствует канонам программной инженерии, потому как готовит специалистов всех уровней в соответствии с международными требованиями, которые диктует, к примеру, движение WorldSkills.
Выпускники института востребованы как в России, так и за границей. Приемная кампания продлится в ТюмГУ до 26 июля.
***
фото: Михаил Григорьев и Александр Кропотин показывают лабораторию ;Директор института математики и компьютерных наук ТюмГУ Александр Ивашко ;Фрагмент конвейерной линии.