Жизнь под тугими парусами
Наша газета уже писала о том, что в первый день июля на Андреевском озере состоялось открытие яхтклуба «Под парусами». К сожалению, в «Рубине» теперь на яхте в озеро не выйдешь. Поэтому «Под парусами» — единственное место в городе, где могут потешить душу любители парусного спорта.
Пирс на пустынном берегу
На том месте, где сейчас пришвартованы четыре яхты (собственность клуба), еще весной был заболоченный берег. А в конце апреля пристань уже обрела готовые очертания, ее строительство заняло четыре месяца.
Пока есть только пирс. Позднее планируют построить бассейн, беседку и детскую площадку, привезти старую яхту, вышедшую из строя, поставить на ней мачту. — Мы хотим развивать в Тюмени парусный спорт, — говорит директор клуба Виктор Васечка. — Уже четыре года у нас функционирует школа яхтинга. Планируем, что появится и гребной спорт. Мы не можем ходить под парусами, когда на озере штиль. Тогда и придет на помощь гребля. Что касается социальной направленности, то пока думаем над этим вопросом. Хотим сотрудничать с органами местного самоуправления, может быть, организуем бесплатные дни для пенсионеров. Главное, все грамотно сочетать. Все-таки мы не можем позволить себе работать бесплатно. А только зарабатывать — тоже неправильно. Бизнес должен быть социально-ориентированным. Тем более, уже сложился стереотип: яхты есть только у коррупционеров. Это не так.
Парусный спорт доступен и обычным людям. Было бы желание им заниматься. Это, конечно, не футбол и лапта, где затрат минимум. Стоимость подержанной яхты от 300 до 500 тысяч рублей, цена не самого дорогого автомобиля. Срок ее эксплуатации — 10 лет при аккуратном обращении. А навыки шкипера могут оказаться полезными.
— В наших рабочих буднях цена ошибки небольшая. Что могут сделать? Максимум — уволить человека с работы, — продолжает Виктор Васечка. — А когда ты выходишь в море или в озеро, то рискуешь своей жизнью и жизнью других людей. На яхте без командного взаимодействия никуда. Между парусным спортом и бизнесом есть прямые параллели: это работа в коллективе, ответственность за судьбы своих подчиненных и за то, что яхта во что бы то ни стало, выйдя из пункта А, должна достичь пункта Б.
По озерам, по волнам
Пожалуй, единственный минус парусного спорта в наших условиях — его сезонность. Но зато удовольствие ни в сказке сказать, ни пером описать. Опробовано на себе.
Руководитель парусной школы клуба «Под парусами» Кирилл Алексеев согласился выйти с нами в озеро. Как для меня, так и для фотокора это маленькое путешествие стало первым выходом на большую воду. Кирилл лихо поднял парус, и мы отправились в путь. При этом яхтсмен не стал испытывать наш адреналиновый потенциал, поэтому ветер трепал лишь один парус вместо трех возможных. Техника безопасности тоже была соблюдена: нам вручили спасательные жилеты.
Для того чтобы овладеть минимальными навыками управления яхтой, необходимо семь-восемь уроков.
— Хотя кто-то может ходить под парусами целый сезон и толком ничему не научиться, — говорит Кирилл Алексеев. — Своим подопечным я говорю, что нужно учиться всю жизнь. Каждый выход — небольшое испытание. Можно попасть в шквал, сесть на мель. Сначала тренируешься ходить прямым курсом, потом крутишь повороты, отрабатываешь ситуацию «человек за бортом», учишься управлять парусами. Все это занимает время, но практика — это главное. Чем ее больше, тем лучше. Например, яхта имеет свойство уходить в дрейф, поэтому сейчас я постоянно подруливаю. Eсли этого не делать, судно может завалить на подветренную сторону. Выруливать надо постоянно. Вообще необходимо придерживаться координат либо какой-нибудь точки на берегу.
— Что вы рассказываете и показываете новичкам?
— В первую очередь знакомлю их со строением яхты. Где находится та или иная веревка, за что она отвечает. Приучаю к терминам. Ну а вообще начинающие яхтсмены лучше всего все усваивают на практике. Я с ними не сижу в кабинете, все обучение проходит либо на берегу, либо на озере.
Никогда не видел моря
В этом году учеников в парусной школе немного — 10. Всего же за четыре года ее существования выпускниками стали 50 спортсменов. Кстати, Кирилл — один из первых. Он занимался у Виктора Васечки.
— Сюда меня позвал старый товарищ, — говорит Алексеев. — Сначала я подумал, что это шутка, и воспринял приглашение со скепсисом. Какие яхты, какой парусный спорт? Это же Сибирь. Но все-таки пришел на первую тренировку. Мне дали несколько практических и теоретических уроков. Сделал четыре-пять выходов в озеро, начал что-то понимать. С 2015 года стал активно заниматься парусным спортом, практически жить на озере. С 2016-го хожу самостоятельно и преподаю. При этом я — уникум в мире парусного спорта: я никогда не видел моря. Поклялся, что побываю там только за рулем яхты. Как позволят финансы, так сразу же осуществлю свою мечту, возможно, нынешней осенью. Планирую отправиться в Грецию.
Кирилл Алексеев очень любит тишину. Он рыбы по знаку зодиака, поэтому и чувствует себя на озере как рыба в воде. Наслаждается каждым выходом под парусами и признается, что уже готов жить на яхте.
Да и у меня в течение прогулки под парусом было непередаваемое чувство свободы, легкости и пьянящей радости. Пикирующие чайки и шум озера создавали ощущение, что ты где-то далеко в жаркой стране, на море. Оказывается, ходить под парусами можно и не покидая пределов родного города.
***
фото: На причале ;Кирилл Алексеев под парусом ;Виктор Васечка.