X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Минин из деревни Каштак

Минин Александр Васильевич Годы жизни: 1919 — 1988

Родился в д. Каштак Тобольского района. Призван в армию Тобольским РВК в 1939 г. Участие в боевых действиях с 15 мая 1942 г., — 40-я армия, Брянский фронт. Eздовой отд. минометного батальона 111-й отд. стрелковой бригады.

Год рождения 1919-й.

«. Курская обл., 28 июня 1942 г. Участвуя в боях под деревней Расховец, ездовый Минин не растерялся, он вывел своих пару лошадей и повозку с-под гусениц танков и огня противника. После чего взял на повозку 10 раненых красноармейцев и вывез их с поля боя и сдал в полевой госпиталь. Второй раз, выполняя боевую задачу, он попал под обстрел танков противника и авиации. Он вышел из-под обстрела, и противник не мог его отрезать от своих подразделений. Сейчас его повозка и лошади в полной исправности, в любую минуту ездовый Минин может выполнить боевую задачу, поставленную командиром.»

(из наградного листа от 28.06.42). К этому документу требуется пояснение. Даже два. 28 июня 1942 года началось второе генеральное наступление вермахта, известная операция «Блау», в ходе которой наши войска были вынуждены отступать на восток в тяжелых оборонительных боях. В числе отступающих оказалась и 111-я стрелковая бригада, входящая в состав 40-й армии.

«Стойко выдержали натиск противника и некоторые соединения 40-й армии, в частности, 111-я и 119-я отдельные стрелковые бригады», — вспоминал о событиях июня-июля 1942 года генерал Казаков, начальник штаба Брянского, а затем и Воронежского фронта.

Стойкость бойцов отмечена не только во фронтовом приказе военного совета 40-й армии от 2 августа, но и в указе президиума Верховного Совета СССР, утвердившем решение военного совета.

В списке награжденных под номером 12 — Минин Александр Васильевич, красноармеец.

Из текста этого наградного листа мы узнаем, что красноармеец Минин командованием батальона был представлен к ордену Красной звезды. Но командир и комиссар бригады заменили в представлении орден на медаль «За отвагу».

Год рождения 1918-й.

«. рядовой 1-го отд. стрелкового батальона Минин мужественно отбил 4 атаки противника из винтовки и гранат и уничтожил до 15 гитлеровцев в районе Чижовка в двадцатых числах августа месяца 1942 г.»

(из фронтового приказа N 39/н военного совета 40-й армии Воронежского фронта от 31.08.1942).

От автора. Мне уже приходилось писать, что ВСEЙ истории Отечественной войны не знает и не узнает никто. Тем более историк-любитель, каковым я себя ощущаю, не застрахован от встречи с совершенно незнакомыми ему страницами этой истории.

Читая и перечитывая материалы, посвященные 111-й отдельной стрелковой бригаде, ее боевым действиям между 28 апреля и 6 сентября 1942 года, ее участию в «битве за Воронеж», я так и не понял — захватили немцы в ходе операции «Блау» этот прекрасный город или его защитники отбили нападение?

Пришлось задать прямой вопрос источникам. И в очерке воронежца Игоря Карпова нашелся прямой ответ.

«. Самого понятия «битва за Воронеж» в истории Второй мировой войны не существовало, — пишет Карпов. — Советские историки расплывчато указывали то на один, то на другой фланг фронтов.., упоминая Воронеж, скорее как географический ориентир.»

Карпов подробно пишет о 212 днях этой битвы, с обилием подробностей, интересных не только воронежцам. Многоликая Отечественная война предстает перед нами еще одной своей стороной.

По мнению воронежского исследователя, город был оставлен регулярными частями Красной армии. Перед надвигающейся стальной армадой группировки, названной по имени командующего — генерал-фельдмаршала Вейхса, город могли защищать и защищали, насколько хватало сил, — ополченцы, батальоны НКВД, курсанты, необученная и не-доукомплектованная 232-я сд.

«Они встретили врага у донских переправ, — пишет Игорь Карпов, — . силы были неравны и уже 6 июля фашисты вошли в город.» (Не слишком ли мы отдалились от нашего земляка Александра Минина? Нет, не слишком. — Авт.) «. 8 июля к Воронежу отошли части 111-й осбр, — пишет другой воронежский историк, преподаватель Воронежского агроуниверситета Eвгений Шендриков. — . На 13 июля в 111-й осбр насчитывалось 1254 чел. Из них: 173 — комсостав, 220 — младший начсостав и 861 — рядовой состав. Бригада имела на вооружении: винтовок и карабинов — 374; станковых пулеметов — 8; три ручных пулемета и 29 пистолет-пулеметов ППД и ППШ.»

Фактически «линия Воронежского фронта» проходила по реке, разрезавшей город. Правобережную часть заняли фашисты. На левобережье держали оборону советские войска. С обеих сторон было немало попыток форсировать реку и закрепиться на противоположном берегу. Так, полк немецкой пехоты переправился на левый берег, но наткнулся на наш истребительный батальон и был уничтожен. С нашей стороны по ночам отсыпали через реку каменно-кирпичную насыпь, которая лишь на полметра не доходила до поверхности. В одну из таких ночей по переправе прошла наша пехота в сопровождении техники. Образовался Чижовский плацдарм, который упомянут и в наградном листе Александра Минина. Видимо, Минин был в той колонне пехоты, что по пояс в воде форсировала ночную реку.

«Десятки тысяч советских солдат, — читаю я очерк Игоря Карпова, — отдали свои жизни за маленький клочок земли. Все они покоятся в братской могиле N 1 мемориала «Чижовский плацдарм». Братских могил в Воронеже более двухсот. Невероятное упорство оказывали и немецкие части.»

Карпов цитирует воспоминания немецкого военного корреспондента, участника сражения за Воронеж: «. кресты немецких могил стоят повсюду — между сгоревшими фасадами домов и баррикадами, на улицах и на берегу Дона.»

Eще несколько строк из хроники, посвященной непосредственно 111-й стрелковой бригаде:

«. в ночь с 20 на 21 июля бригада переправила на западный (т.е. правый — Авт.) берег реки Воронеж полностью 1-й и 2-й батальоны, танки и орудия переправить не удалось.

. 22 июля, несмотря на большие потери, 111-й осбр удалось закрепиться и вести интенсивный огневой бой с противником.

. уничтожив боевое охранение противника, части 111-й осбр неоднократно пытались прорвать его передний край, проходящий по обрывистым скатам. Противник нес большие потери, однако потери наших войск также велики. В бригаде вышли из строя почти все командиры батальонов и командиры рот.»

За участие в «битве за Воронеж» стрелок 1-го отдельного стрелкового батальона Александр Минин награжден второй медалью «За отвагу» — см. выше фронтовой приказ от 31.08.1942. Но получить ее, скорее всего, так и не успел: 21 августа был ранен, отбыл в госпиталь и в часть уже не вернулся. 30.09.1942 года обескровленная 111-я бригада, с которой мы почти успели сродниться, была расформирована, ее остатки влились в 47-ю механизированную бригаду.

По воспоминаниям родных, после выхода из госпиталя Александр Васильевич был «отправлен в отпуск». Прямого документального подтверждения мы не имеем, но некоторые данные позволяют предполагать, что «отпуск» был похож на то, что красноармейца Минина признали «негодным к строевой» и отправили домой. Однако война продолжалась.

Год рождения 1912-й.

25 июня 1944 года Тобольский райвоенкомат вновь призывает Александра Минина в строй. С 31 июля 1944 года он в действующей армии — младший сержант, командир стрелкового отделения 609-го стрелкового Остроленковского Краснознаменного полка 139-й стрелковой Рославльской Краснознаменной ордена Суворова 2 ст. дивизии — 2-й Белорусский фронт. Дивизия участвует в форсировании р. Одер, затем в Восточно-Померанской наступательной операции. Вместе с другими частями 2-го Белорусского берет штурмом крепость и город Данциг. (Об этой операции я подробно рассказывал в очерке «Имена на последней странице» — ТК, 14.04.2017).

«. 20.04.1945 г. мл. сержант Минин при форсировании реки Одер в боях за город Швед, действуя смело и решительно, из личного оружия расстрелял четырех немецких солдат и офицеров. Мужественно и смело идет в бой, увлекая бойцов своего отделения на боевой подвиг и выполнение боевой задачи.»

(из наградного листа от 31.05.1945 г.)

А теперь, я думаю, читателю пора задавать вопросы. И самый первый из них: мы рассказываем об одном человеке или о трех сразу?

О «писарских» и иных ошибках

Сначала в истории младшего сержанта Александра Минина нам все было ясно. Вот фотография — бравый воин, по две лычки на погонах, на гимнастерке справа — гвардейский знак, рядом — орден Красной звезды. Слева — медаль «За отвагу» с колодочкой непривычной прямоугольной формы. (Такую вручали еще до войны и в первые два года Великой Отечественной, с 19.06.43 колодочка стала пятиугольной)

Правда, как мы уже выяснили, уроженец д. Каштак Тобольского района Александр Минин награжден еще одной медалью «За отвагу», но год рождения награжденного — не совпадает. Впрочем, мы привыкли, что в военных учетах плюс-минус год — вполне допустимый люфт. Тем более что наградной лист, о котором идет речь, заполнялся тогда, когда сам красноармеец был ранен и в строю отсутствовал. Отчего не допустить, что и год рождения записан «на глазок», если (обратите внимание!) даже подвиг в сумятице «битвы за Воронеж» датируется широко — «в двадцатых числах августа»?

Итак, рассмотрим, не торопясь. У героя (героев?) нашего очерка — три даты рождения: 1912, 1918, 1919.

Одно место рождения — д. Каштак Тобольского района.

Два места службы: 111-я отд. стрелковая бригада (до 21.08.42) и 139-я Краснознаменная сд (с 31.07.44).

Три боевых награды: медали «За отвагу» (две) и орден Красной звезды.

В отношении первых двух наградных эпизодов, где у героя различен год рождения, думаю, что все понятно: простая «писарская» ошибка. Как говорят корректоры, «глазная». А третий эпизод беспокоит. В наградном листе от 31.05.45 отчетливо читается — 1912 год. Может, это был какой-нибудь другой Минин Александр Васильевич? Давайте проверим по всем доступным нам базам данных.

Сначала посмотрим там, куда редко заглядывают исследователи. На немецком сайте «Саксонские мемориалы» строка «Минин Александр» повторяется семь раз. Но ни одного «Васильевича».

В ОБД «Мемориал» в списках погибших — 32 персоналии с такими же именем, отчеством и фамилией. Тоболяков среди них — ни одного.

На тобольских страницах областной книги «Память» четверо Мининых: Василий Иванович, Василий Георгиевич, Михаил Сергеевич и Федор Митрофанович…

В книге «Солдаты Победы» (тома 1 и 4) — только один Минин, уже известный нам Александр Васильевич, 1919 года рождения. После войны жил… в Тобольске, там и похоронен. Но не в 1985 году, как указано на стр. 343, а в 1988-м (что подтвердила служба ЗАГС). Как видим, писарские ошибки совершаются не только в ходе боевых действий.

Самый развернутый сайт «Память народа» 47 раз отозвался на нашу просьбу дать информацию о солдате Минине Александре Васильевиче. Тобольский райвоенкомат присутствует в этих сообщениях — 6 раз. По два раза о каждом, рожденном в 1912, 1918 и 1919 годах. (Вы, конечно, догадались, о ком я пишу?)

Боюсь, что утомил читателя своими вычислениями. Просто мне не хотелось бы торопливой рукой множить число ошибок. Как говорил незабвенный Федор Сухов, красноармеец Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, из фильма «Белое солнце пустыни»: «Вопросы есть? Вопросов нет».

Вот и я надеюсь. P.S. Сегодня в деревне Каштак всего один дом, который принадлежит фермерскому хозяйству.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта