X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Сибирские и итальянские страсти

Опера «Сибирь» стала известна всему миру после того, как в 2006 году ее поставил Дмитрий Бертман, художественный руководитель музыкального театра «Геликон-опера».

«Большого успеха опера не имела», — пишет «Википедия». «Удивительно, но опера «Сибирь», созданная итальянским композитором Умберто Джордано в самом начале XX столетия, не исполнялась в России больше века», — говорится на сайте телеканала «Культура».

Что же нашли в ней сейчас, в XXI веке? И почему именно это произведение станет центральным событием фестиваля «Лето в Тобольском кремле»?

В одном из своих интервью Дмитрий Бертман говорил, что его «Сибирь» — это спектакль о русской ментальности. Что наша ментальность особенная: живем в холодной стране, а сердца горячие, так что ненавидеть и любить мы умеем безумно, неистово.

Итальянец Джордано это знал не понаслышке: был женат на русской аристократке. Так, отвечая на вопросы «Курьера», сообщает в электронном письме заместитель генерального директора — художественного руководителя московского оперного театра Владимир Горохов.

Он также пишет, что опера «Сибирь» стала любимым произведением самого композитора. «Джордано был искренне увлечен русским мелосом, русской культурой, русскими людьми. В опере «Сибирь» события происходят сначала — в блистательных салонах столичного Санкт-Петербурга, а во втором действии — на каторге в Сибири, в Тобольске. Но композитор начал писать музыку именно с сибирских эпизодов. Они имели для него огромное значение и, мне кажется, несли огромную смысловую нагрузку. Конечно, мы хотели, чтобы наш театр представил на фестивале именно этот спектакль, и именно там, где происходит его действие», — пишет Горохов.

Согласитесь, отсутствие «Сибири» в России — страшная несправедливость. Во всяком случае, руководители «Геликон-оперы» именно так и подумали, поэтому вернули шедевр на сцену.

Задача оказалась непростой. Опера Джордано особенная: «она требует от исполнителей невероятного мастерства и глубочайшего погружения», отмечает в письме Владимир Горохов. В ней сложнейшие вокальные партии. Но в театре работают профессионалы, которые не боятся трудностей.

Неудивительно, что «Сибирь» так полюбилась москвичам. Заместитель гендиректора «Геликон-опера» вспоминает: каждый раз, когда исполняли «Сибирь», зал был полон, а публика выходила из него ошеломленная. История влюбленной куртизанки, осмелившейся отправиться за любимым на каторгу, взволновала каждого. Поэтому в марте этого года после длительного перерыва постановку возобновили, а уже 15 июля она прозвучит и в Тобольске.

Там геликоновцам придется затратить больше сил, нежели обычно: они выступают не в суперсовременном зале «Стравинский», а на свежем воздухе. Для певца это как игра в рулетку. Сами понимаете, как может не повезти с погодой, а человеческий голос на ее капризы реагирует резко. Владимир Горохов дополняет: «Добиться идеального звучания на огромном пространстве — технологически сложно. Но, как я уже говорил раньше, наши певцы имеют богатый опыт выступлений на открытом воздухе, а команда постановщиков, среди которых и высокопрофессиональные звукорежиссеры, готова к любым погодным сюрпризам».

Готовы они и к творческому сотрудничеству с тюменским филармоническим оркестром, который на фестивале «Лето в Тобольском кремле» исполнит музыку оперы «Сибирь». Самое главное, по словам Владимира Владимировича, в любом ансамбле, оркестре, коллективе — это настроенность на партнера по сцене, способность слышать его и быть с ним на одной волне. Искреннее желание взаимного творчества. «Наши артисты привыкли работать в ансамбле, чутко реагируют на партнеров по сцене. Когда возникает творческий контакт всех участников спектакля и сопереживание тому, что происходит на сцене, это счастье», — пишет заместитель гендиректора «Геликон-опера».

А с тюменским оркестром оркестром у них запланировано всего две совместные репетиции. На самом фестивале, кстати, дирижировать будет главный дирижер «Геликон-оперы» Валерий Кирьянов. Этот творческий союз покажет, верно ли пишет Владимир Горохов, что главный тренд современной оперы — «это живой, интересный, не скучный, мудрый, эмоциональный театр красивых, талантливых актеров и зрителей».

***
фото: Сцена из оперы «Сибирь»;Народная артистка России Наталья Загоринская.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта