Под танком «Холодного танго»
Разочарование и ощущение недосказанности — вот то, что осталось у меня после похода на премьерный фильм Павла Чухрая. Не сразу понял это, но лучше поздно, чем никогда.
Режиссер и сын режиссера (его отец, Григорий Чухрай, навсегда вошел в историю отечественного кино с «Балладой о солдате»), когда-то поразил нас в самое сердце своей драмой «Вор». Точнее, было это в 1997-м — ровно двадцать лет назад. «Вора» я пересматривал неоднократно. Такой это фильм, тяжелый и, одновременно, притягательный, темный и светлый. Где ростки добра мучительно и трудно вырастали на послевоенных руинах. И где мальчик безуспешно пытался забыть погибшего отца и поверить отчиму-уголовнику.
Павел Чухрай снял свою новую картину — «Холодное танго»* после долгой, в десять лет, паузы. По своему сценарию (в основу легла повесть Эфраима Севелы «Продай твою мать»). Тема сложна для современного зрителя, успевшего забыть, что творилось в Литве после окончания Великой Отечественной войны. Но ведь любую историю, основанную на реальных исторических событиях (где действительно были и «лесные братья»-националисты, и эшелоны с сосланными в Сибирь), можно рассказать так, что мы не сможем оторваться от экрана.
Что же произошло в этот раз? Что не сложилось, невзирая на великолепный актерский треугольник (Юлия Пересильд, Риналь Мухаметов, народный артист России Сергей Гармаш) и сюжет, где есть и любовная страсть, и предательство, и вечное море, спокойное ко всем людским невзгодам?
Сразу после сеанса ответа у вашего обозревателя не было. Как и цельного впечатления о фильме. Решил дать чувствам и мыслям немного отстояться.
. В первый год войны чудом уцелевший еврейский мальчик Макс (выпрыгнул из кузова грузовика, в котором везли детей, отнятых у родителей) возвращается домой. Но матери нет — ее расстреляли. А в квартире живет литовская семья. Мальчишку не выгнали, приютили. Так Макс познакомился с девочкой Лаймой, и проскочила искорка первого чувства.
Но однажды в дом входит немецкий офицер и, в отсутствие взрослых, насилует Лайму. А Макс не сумел ее защитить — точнее, испугался, забился в угол кладовой. А после услышал из уст потрясенной случившимся девочки: «Предатель.»
Сюда, в город у моря, он возвратится после войны — из-за нее, Лаймы, ставшей смыслом жизни. Но мир словно перевернулся в этом краю, где недавних освободителей считают «оккупантами» и где снова льется кровь.
Не скрою, ваш обозреватель ждал этого фильма еще и из-за исполнителей главных ролей. Симпатизирую и белокурой красавице Юлии Пересильд, и фактурному, обаятельному Риналю Мухаметову (тому, что был трогательно доверчивым, но способным на подвиг инопланетянином из «Притяжения» Федора Бондарчука). Но ожидания не сбылись. Молоды, красивы, пережили войну — и так непредсказуемы, несчастны, уязвимы, непоследовательны во всем, что делают. Так и не понял, почему Лайма, не скрывая неприязни к недавним освободителям, гуляет с ними напропалую, по сути став «ночной бабочкой». И почему ресторанный музыкант Макс с легкостью согласился пойти на службу в НКВД, в «опера»? И как его вообще взяли туда, штатского человека? (Любопытно, что в фильме вербует его не чекист, а военный комендант города в облике Гармаша).
. Временами, впрочем, узнаваемый почерк мастера ощущается вновь, и фильм тогда смотрится на одном дыхании. Сильна, пронзительна сцена из начала войны, где мать Макса и его маленькой сестренки пытается вызволить детей из машины, увозящей детей на смерть. Полицай в кузове, взяв фамильную брошь, хочет отдать «за стекляшку» только одного ребенка, а она просит, молит о двух. И остается на дороге одна, с остекленевшим взором, опустошенная невиданным несчастьем. Режиссер пригласил на эту маленькую, но знаковую роль малоизвестную итальянскую актрису Монику Санторо — и угадал: то, что она делает в кадре, трогает до глубины души.
Интересно и знакомство с двумя литовскими актерами — Дайнюсом Казлаускасом, сыгравшим чекиста Йонаса (этакого карьериста-перевертыша, готового идти к власти по трупам), и Андрюсом Бялобжескисом в роли Угольщика, отца Лаймы, пособника гитлеровцев, чье прошлое так и не отпустит его до самой смерти.
И, конечно, тянет фильм могучим локомотивом Сергей Леонидович Гармаш (роль майора-фронтовика Григория Таратуты ему, наверное, приглянулась сразу — сам родился на Украине). Вот он, комендант Таратута, — пожалуй, самый цельный и хорошо прописанный персонаж.
И все-таки неровность повествования, некие скачки и обрывы, а равно и тягостная атмосфера, нагнетаемая в картине, вдруг начинают раздражать. Как и изломанность героев, которых, словно балтийской волной, упрямо швыряет из стороны в сторону.
Не скрою, с трудом досидел до конца сеанса. И отгадал, что произойдет в последних сценах — они были предсказуемы.
. Обычно не читаю, что пишут о премьерных картинах столичные коллеги. Но в этот раз, находясь в легком смятении, перечел едва ли не все. И кое-что новое узнал. Так, один из критиков считает, что виноват невнятный и усеченный сценарий «полного метра» для кинотеатров (час и 47 минут). И что более выигрышное впечатление от новой работы Чухрая может оставить сериал из четырех частей, который нам еще предстоит увидеть.
Хотя, скажу честно, большого желания смотреть ТВ-сериал уже нет. Даже ради очень хороших актеров и изумительных красот Балтики.
*»Холодное танго», Россия, 2017. В тюменских кинотеатрах — с 22 июня. 16+
***
фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА: Встреча героев на берегу моря.