И в шатре, и в избе как дома
За зрителями областного фестиваля национальных культур «Мост дружбы» наблюдать так же интересно, как и за представителями диаспор. Зрители эти такие разные, и не угадаешь сразу, что именно заставило их задержаться возле того или иного подворья.
Вот, например, под барабан и гармошку танцуют горцы, высоко вскидывая колени, а их обступили прохожие: поднимают на вытянутых руках малышей, чтобы тем было виднее, пританцовывают. Пришли посмотреть на танец свободные пока от своих выступлений парни и девчонки в русских и чувашских кафтанах, аксакал в азиатском колпаке, женщина в цветастых цыганских юбках… В такт музыке в ладоши хлопает председатель областного совета ветеранов Игорь Шаповалов.
— Нравится? — спрашиваю у него, когда танцор в папахе выдает эффектное финальное па.
— А как же! — отвечает. — Игорь Александрович сам — знатный гармонист, — добавляет спутник Шаповалова.
— И родился я в Дагестане, — говорит председатель ветеранской организации. — Правда, прожил там только полгода, потом родители переехали. Но место рождения — это на всю жизнь.
А вот место жительства может меняться. Сейчас это место для всех тех, кто принял участие в фестивале национальных культур, — Тюменская область. А значит, несмотря на различия внешности, традиций и менталитетов, все должны быть заинтересованы в том, чтобы регион процветал и славился своим дружелюбием и гостеприимством. Об этом, поздравляя людей с открытием фестиваля и Днем России, говорили губернатор Владимир Якушев, глава городской администрации Александр Моор, председатель областной общественной палаты Геннадий Чеботарев и председатель областного координационного совета национальных общественных объединений Игорь Шишкин.
… — А два года назад — тоже на фестивале — наш губернатор Владимир Владимирович качал люльку, в которой моя дочка лежала. Заходил к нам в юрту, — с гордостью говорит мне киргиз Эмиль, поднимая на руки дочку Айбике.
Из люльки девочка уже выросла, в ней сейчас укачивают четырехмесячного мальчика Мирлана. Мама Нуриза плотно запеленала его, примотав к люльке широким куском бархатной ткани.
— Так он из люльки не выпадет и не будет ручками и ножками дрыгать, быстрее заснет, — объясняет женщина и, понижая голос, доверительно добавляет: — А еще вот эту штучку не потеряет.
Штучка похожа на деревянную дудочку. К ней прилагается маленький горшочек, который надо ставить под специальное отверстие в люльке. Такая система… водоотведения для младенцев. Можно сэкономить на подгузниках. Вообще, подобные люльки в ходу у большинства азиатских и северокавказских народов. У киргизов считается, что подарить колыбель внуку должна бабушка, как один из самых уважаемых и многоопытных людей в семье.
У казахов тоже очень уважают пожилых людей, рассказали мне в соседнем с киргизской юртой шатре. Именно перед представителями старшего поколения невеста впервые открывает свое лицо.
— А до этого никто из семьи жениха лица невесты не видит, — говорит казашка Гульмира Смагулова.
В своем подворье она как раз играет роль невесты. В женихах у нее — собственный муж Eрмек. Так что свадебный обряд получился очень правдоподобным.
— Правда, меня Eрмек не крал, а сосватал, — уточнила Гульмира. — А в былые времена чаще всего крали.
— А если девушка не хочет замуж? — спрашиваю.
— Ой, да невеста с женихом заранее сговаривались! — смеется. — Например, хочет девушка замуж именно за этого парня, а семья ее против. Ну, вот парень и крадет.
Молодые всегда найдут, как и традиции предков соблюсти, и самим внакладе не остаться. Вон и реставратор Святослав Шитов рассказал, как ему приходится подстраиваться под современную молодежь.
— Это королева пони, — показывает он деревянную фигурку, очень похожую на традиционного Конька-Горбунка, но с короной на голове. — Мультик, вроде, такой есть. Вот дети и просят. А еще просят вырезать майнкрафтовский меч. Я смотрел в Интернете, как он выглядит, но мастерить пока еще не пробовал.
Впрочем, дети и Коньков-Горбунков раскрашивали на фестивале с удовольствием. Молодые вообще легки на подъем и охочи до всего шумного, яркого, необычного. Поэтому каждая национальная организация так активно задействовала молодежь в своих выступлениях. Русские, цыгане, армяне, азербайджанцы, татары, чуваши, народности крайнего севера, украинцы, евреи, немцы, таджики, узбеки… У всех нашлись юные продолжатели традиций, на которых возложены большие надежды на то, что они продолжат и одну уже общую на всех традицию — проводить, разнообразить и расширять фестиваль.
В этот раз на XXIII фестивале «Мост дружбы» было представлено более двух десятков национальных подворий. И в любом национальном интерьере гости могли чувствовать себя как дома.
***
фото: Исполняют гимн России ;Танцует татарский ансамбль ;и зрители, и участники ;Тюбетейки от ялуторовских бабушек ;Руководитель центра русской культуры Альбина Селезнева ;В киргизской юрте.