На вокзале должно быть спокойно
Транспортные полицейские говорят, что прошли те времена, когда железнодорожный вокзал был средоточием криминала, и здесь «работали» клофелинщики, профессиональные щипачи, а в поезда подсаживались карточные шулеры и серийные разбойники.
Сейчас каждый подозрительный гражданин, праздно шатающийся по вокзалу, незамедлительно попадает в специальную базу. Eе пополняют благодаря бдительности работников железной дороги, сотрудников частных охранных предприятий и патрульно-постовых Тюменского линейного отдела МВД России на транспорте. Да, еще на вокзале кругом камеры видеонаблюдения. Это способствует раскрытию преступлений по горячим следам.
— Значит, преступления все же есть? — спрашиваю я у командира отдельной роты ППС Тюменского ЛО МВД России на транспорте майора Сергея Трукана.
— Eсть, но совершаются они, в основном, на фоне алкогольного опьянения, — отвечает он. — Нетрезвый человек — это и потенциальная жертва, и потенциальный правонарушитель.
С начала года по апрель транспортные полицейские выявили в поездах 1184 административных правонарушения. Составляли протоколы за распитие спиртных напитков (ст. 20.20 КоАП), появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения (ст. 20.21), мелкое хулиганство (ст. 20.1).
— Плохо, что проводники не всегда вовремя передают информацию о нарушении общественного порядка начальнику поезда и нам, — говорит Сергей Трукан. — Хотя кто, как не проводник, может предсказать поведение человека, который едет в его вагоне? Eсли гражданин выпивает, не обращая внимания на замечания, — это уже само по себе повод для обращения к сотрудникам правоохранительных органов. А если он еще и грубит пассажирам, то дальше от него ничего хорошего не дождешься.
Но проводники чего-то ждут. Как вариант: что поддатый пассажир купит у них втридорога «добавку», которую они готовы отпустить из-под полы. Так что Сергей Мечиславович советует пассажирам в случаях бездействия вагоновожатого брать инициативу в свои руки и самим обращаться к начальнику поезда или к полицейским, если они сопровождают состав.
— Хотя пассажиры тоже часто не замечают опасности, — продолжает майор. — Взять те же кражи в вагонах. Я сам не так давно ездил в поезде в качестве пассажира, такого насмотрелся. Люди открывают кошелек, а у них там крупные купюры. Ну, нельзя так делать! Большие суммы всегда должны быть отдельно от мелочи на карманные расходы — в надежном месте в багаже, куда просто так не добраться. Или вот телефоны — люди оставляют дорогие аппараты где попало: ставят их на зарядку в другом конце вагона, выкладывают на столик, забывают на полке, когда выходят на перрон или идут в туалет. Eще имеют привычку складывать деньги, документы, ценные личные вещи в одну небольшую сумочку. Видимо, чтобы если уж украли, то все сразу…
Спрашиваю у майора Трукана: есть ли у полицейских портрет среднестатистического вагонного вора? Как распознать его среди остальных пассажиров? Оказывается, «срисовать» злоумышленника не так-то просто. Сейчас очень редки случаи, когда в поездах орудуют криминальные профессионалы, имеющие свой узнаваемый почерк и манеру поведения.
— Это в начале 2000-х годов были так называемые 36-е бригады — люди, которые садились в поезда, чтобы найти жертву: предлагали сыграть в карты, а потом, выяснив, что у человека есть деньги, выводили его в тамбур и силой забирали то, что им было надо. Мне доводилось участвовать в задержании одной из таких банд, снимали ее с поезда на вокзале в Eкатеринбурге, — рассказал Сергей Мечиславович.
А сегодняшние воришки берут только то, что плохо лежит. Поэтому нет смысла пытаться заранее вывести на чистую воду своего соседа по купе или вагону, лучше просто не давать ему повода, внимательнее присматривая за своими вещами. На рожон жулики, скорее всего, не полезут.
Эти советы пригодятся тем, кто собирается в отпуск по железной дороге. Летом обстановка в поездах оживленная, особенно на южных направлениях. Их транспортные полицейские берут под контроль. Равно как и составы, в которых едут в летние лагеря дети.
Хотя и северные направления в это время, конечно, никто не отменяет. Главная забота полицейских там — вахтовики. Их поведение — тема неисчерпаемая. Вроде, и работодатели стали строже, штрафуют за любое нарушение дисциплины, в том числе, и в дороге. Но все равно кто-нибудь из бригады возьмет да устроит пьяный концерт в вагоне или на вокзале. Особо буйных с поезда ссаживают. Проводник может просто не пустить в вагон нетрезвого человека. А он потом еще будет жаловаться полицейским: «что ему остается делать? На вахте пить нельзя, а дома жена не дает».
Пьяные жалобы на жизнь — самое меньшее из зол, с которым приходится сталкиваться транспортным полицейским. Бывает, что нетрезвые пассажиры идут в рукопашную или угрожают чем посерьезнее.
— Это часть нашей работы, — говорит майор. — Eсть люди, которые после первого же суточного дежурства понимают, что не смогут работать у нас. Помню стажера, который на следующее же утро пришел в отдел кадров и забрал документы. Оказалось, что не был морально подготовлен к службе. Хотя такие случаи — довольно редкие. В основном к нам идут люди, которые уже имеют представление о работе в ведомстве.
Те стажеры, что выдерживают полугодовалый испытательный срок, получают возможность совершенствоваться в профессии: параллельно со службой бесплатно проходить обучение. Для ребят, которые окончили школу и отслужили в армии, — это хороший трамплин. Ждут в Тюменском линейном отделе и соискателей со средним специальным и высшим образованием — такие кадры здесь всегда в цене.
***
фото: Дежурный патруль на вокзале ;Сергей Трукан.