Школа детской безопасности для родителей
У каждого ребенка должны быть персональные специалисты по детской безопасности. Это его родители, которые досконально знают дорогу, по которой ребенок возвращается из школы домой, знают его характер, привычки, друзей… Должны знать.
— В первую очередь я говорю родителям, что ни один посторонний человек, даже профессионал, не в состоянии обеспечить их ребенку безопасность. Но может дать советы, благодаря которым родители сами обезопасят ребенка. Правда, к советам тоже надо относиться с большой осторожностью, все взвешивать и анализировать, — говорит член общественного совета при областном УМВД, председатель общественной организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский.
Вредные советы, или Опасная безопасность
На прошлой неделе Крамарский провел очередной семинар по детской безопасности. Пока дожидался желающих принять в нем участие, вспоминал вредные советы, на которые за последнее время натыкался в Интернете. Дают эти советы люди, которые называют себя специалистами в вопросах детской безопасности и берут за консультацию немалые деньги.
— Вот, например, вы сможете на ощупь набрать на телефоне 112 и нажать кнопку вызова? — спрашивает у меня Андрей Витальевич. — А ребенок, по версии одного из таких специалистов, должен смочь! И да — для этого у него в кармане всегда должен лежать запасной кнопочный телефон. Мол, если какой-то незнакомец станет силой уводить ребенка в неизвестном направлении, пусть ребенок наберет 112 — на ощупь, в кармане! — и четко задает злоумышленнику вопросы: а куда мы идем, а почему именно по этой улице, а почему мимо этого дома?.. Чтобы оператор 112 слышал. Представляете себе злодея, который станет разгуливать с похищенным ребенком по улицам и беседовать с ним? Тридцать секунд — и ребенок окажется в машине, никакой номер на телефоне он набрать не успеет!
Eдинственный способ спасти себя в такой ситуации, считает Крамарский, — это закричать, привлекая внимание прохожих.
— Но большинство современных детей стесняются кричать, мы не раз это проверяли, — продолжает общественник. — Родители постоянно вдалбливают им: не шуми, не кричи, веди себя прилично… И в экстренной ситуации срабатывает не чувство самосохранения, а вспоминаются эти запреты.
Получается, и родители, увлекшись педагогическими шаблонами, в какой-то момент становятся носителями вредных советов. Хотя надо-то всего лишь позволять ребенку быть самим собой — подвижным, эмоциональным, громким и по-детски пугливым и настороженным. Усиленное воспитание в карапузах героев тоже иной раз может выйти им боком, уверен Андрей Витальевич:
— Пусть лучше ребенок перестрахуется. Он должен знать, что из-за ложной тревоги над ним никто не посмеется и не осудит.
В качестве положительного примера общественник привел случай, когда благодаря правильному и естественному в экстремальной ситуации поведению школьницы и ее мамы удалось задержать злоумышленника. Тот стал приставать к девочке в подъезде, она закричала во все горло. На крик из квартиры выбежала мама, подняла во дворе шум, и прохожие успели запомнить номер автомобиля, на котором удирал тот мужик. Eго нашли по горячим следам.
За время существования общественной организации «За безопасное детство» (а появилась она в период поисков пропавшей Ани Анисимовой) ее активисты, опираясь на собственный родительский опыт и опыт оперативных работников, разработали и проверили немало правил безопасного поведения ребенка. Как только возникали сомнения в эффективности этих правил, их из списка вычеркивали, чтобы не вводить никого в заблуждение. Например, пришлось отказаться от так называемого кода семьи — это когда у ближайших родственников есть слово-пароль для доверительного общения с ребенком. На практике выяснили, что дети с удовольствием «по секрету» делятся этим паролем с одноклассниками. Так что метод посчитали несостоятельным.
Но кто-то его, все же, подхватил и рассказывает о нем в школах, приписывая идею себе, говорит Андрей Крамарский. Популярны и советы о том, как распознать злодея. «Никогда не ходите с дядей, который предложит вам конфетку или попросит помочь ему найти котенка», — говорят взрослые детям.
— А если к ребенку подойдет не дядя, а пожилая женщина и попросит найти потерянные очки? Все! Ребенок уже не сможет сориентироваться в ситуации, потому что его этому не учили, — говорит Андрей Витальевич. — Ребенку надо объяснить, что злодей — это не Бармалей, которого легко узнать. Злодеем может быть женщина, могут даже ребенка подослать… Значит, нельзя верить никому, кроме тех, кто входит в круг самых близких людей. Этот круг надо очертить заранее.
Накануне Дня защиты детей одна из общественных российских организаций провела очередной эксперимент: с согласия родителей волонтеры уводили детей с площадки. 12 из 16-и ребятишек безоговорочно пошли за незнакомцем, трое отказались, в четвертом случае разговор малыша с волонтером подслушала старшая девочка и побежала звать папу.
— Таких видео полно в Интернете, все их смотрят, обсуждают, качают головами и продолжают халатно относиться к безопасности детей, — разводит руками Крамарский. — Мы бываем в школах с беседами. Приходят родителей 25, десять из которых откровенно скучают и ждут, когда можно будет идти домой. Зато потом пишут гневные комментарии под новостями о покушениях на детей: «на кол!», «куда смотрит полиция?!» Даже читать противно. А куда смотрите вы?
Спасение в знании
— Может быть, родители просто не знают, какие опасности существуют, поэтому так легкомысленны? — предположила Виктория, которая пришла на прошлой неделе на семинар.
Она, в отличие от таких родителей, решила озаботиться темой детской безопасности загодя — ее малышу пока два годика.
— Но это ведь только кажется, что времени впереди много, на самом деле, все эти знания пригодятся мне уже очень скоро, — рассудила молодая женщина.
Были среди участников семинара и родители первоклассников, которые только-только выходят в «свободное плавание», и люди, у которых, кроме собственных детей, есть племянники подросткового возраста.
— В каком возрасте и что можно говорить детям? — спросили участники Андрея Витальевича.
С детьми надо быть честными, считает он. Пусть лучше они от родителей узнают о возможных грозящих им опасностях и способах защитить себя. Чем будут пребывать в слепом неведении или собирать всякие сплетни в школе на переменах и во дворе.