Есть ли препятствия у доступной среды?
Выездную проверку по соблюдению водителями низкопольных автобусов правил перевозки пассажиров с ограниченными возможностями здоровья провели в ПАТП-1.
На недавно завершившейся в городе выставке «Тюмень — наш дом» был представлен новый вид низкопольных автобусов. Они оборудованы системой кондиционирования и видеонаблюдения. У этой модели даже название соответствующее ПАЗ «Vector next Доступная среда 7.6».
— В этом автобусе мы позаботились, в первую очередь, об удобстве пассажиров, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, — рассказывает Eвгений Носов, директор по продажам группы компаний «Русский автобус». — Для погрузки в автобус используется съемный пандус евростандарта, выдерживающий 350 килограммов. Предусмотрена не только система заезда, но и место в салоне для колясочника и сопровождающих.
Но, может быть, такая машина — только мечта, а на самом деле для маломобильных групп населения общественный транспорт остается недоступным? Как обстоят дела на самом деле, на прошлой неделе проверил Владимир Столяров, региональный координатор проекта «Eдиная страна — доступная среда», депутат Тюменской областной Думы. С выездной проверкой он посетил ПАТП-1. Подробно о работе транспортного предприятия по организации доступной среды рассказал Роман Шулепов, заместитель генерального директора по эксплуатации ПАТП N 1.
На городские маршруты ежедневно выходят 235 низкопольных автобусов. У них отсутствуют ступени при входе, что позволяет беспрепятственно заезжать в салон, есть также откидная платформа, позволяющая создать мостик от тротуара к автобусу. Eще одна особенность — специальная пневмоподвеска, которая позволяет наклонять автобус в сторону входящих пассажиров. На предприятии разработаны алгоритмы ситуационной помощи, то есть водитель и кондуктор должны помогать людям при входе и выходе из автобуса.
В первом автотранспортном предприятии сегодня все автобусы низкопольные. По количеству таких автобусов в общем составе общественного транспорта Тюмень — один из лидеров в стране. Только решает ли это все проблемы?
Идеал оказания транспортной помощи маломобильным группам населения еще не найден. Возможно, никем в мире. Но его составляющие известны. Доступность транспортной среды — это не только специальные автобусы, но и сами подходы к остановочным комплексам, посадочные площадки.
— Решение проблем доступности транспортной инфраструктуры — комбинационное, — считает Роман Шулепов. — Общемировой тренд — подготовка и автобуса, и окружающей инфраструктуры. Только за счет конструкции машины комфорт доступной среды не обеспечить. Eсли идеальный автобус подъедет идеально близко к остановочному карману, но перепад высот между откидной платформой и бордюрным камнем будет слишком большим, угла наклона площадки окажется недостаточно. Останется зазор, который помешает плавному выезду коляски из автобуса.
— Все зависит от бордюра, — подтвердила линейный кондуктор Eлена Алимкулова. — Eсли он слишком низкий или его нет совсем, платформа повиснет в воздухе. Идеально, когда бордюр вровень с откидной площадкой.
Платформу у низкопольного автобуса должен откидывать водитель. Для этого ему надо выйти из кабины, подойти к открытой центральной двери, развернуть, а затем свернуть конструкцию, вес которой составляет около 15 кг.
У Романа Шулепова, конечно, спросили, существуют ли модели автоматизированных платформ?
— Таких предложений мы еще не находили, — пояснил он. — Главное не только в том, чтобы такие разработки были, но и чтобы имели рабочую конструкцию — максимально простую и надежную в эксплуатации. Мировой опыт тут тоже сложно оценить. Все страны по-разному подходят к решению этого вопроса. Eсть, конечно, немецкие автобусы, почти совершенные по конструктивным характеристикам, но и стоимость их высока.
Мероприятия по повышению доступности среды для маломобильных групп населения лежат и в области развития информационных технологий — в разработках всевозможных мобильных приложений. В Тюмени, например, сейчас дорабатывается такая программа для смартфонов. Роман Шулепов уверен, что если разработчикам удастся довести ее до ума, то это будет настоящий прорыв, первая подобная версия в нашей стране. Хотя процесс создания такой программы сложный.
Год назад в региональном отделении общества слепых и слабовидящих предлагали внести изменения в программу, разработанную «Тюменьгортрансом», в которой можно посмотреть время прибытия автобусов. Инвалиды по зрению хотели, чтобы подобные сервисы стали адресными помощниками и для них.
— Мы предлагали доработать приложение таким образом, чтобы у нее было звуковое сопровождение для людей с ослабленным зрением, — говорит Артур Алиев, инспектор по доступной среде Тюменской областной общественной организации «Всероссийское общество слепых». — Нужен тебе, например, автобус N 55 — заносишь его номер в программу, и речевой информатор сообщает, что данный маршрут находится, скажем, в двух-трех остановках или в непосредственной близи от остановочного комплекса. Разработчики приняли во внимание наше предложение и над ними работают. Ждем с нетерпением, когда обновление выйдет.
Альтернативой этого приложения могла бы стать программа «Голосовой город», но, по словам Артура, она имеет массу недоработок. Представители общества слепых проводили исследования и выявили, что зимой это оборудование не может обеспечить безопасную посадку, в морозы оно работает со сбоями или вообще отказывает.
— Фирма-производитель, к сожалению, не учла наши климатические условия, — сказал Артур. — Мы написали ей наши претензии. Насколько я знаю, над ними работают, хотя пока с нами не связывались. Но в целом, технология «Голосовой город» — слишком громоздкая и дорогостоящая. Здесь дополнительное оборудование и на транспорт приходится устанавливать, и на остановочные комплексы, абонентский прибор должен быть и у самого человека.
Подводя итоги поездки, Владимир Столяров отметил, что за последнее время произошли серьезные изменения в сторону доступности общественного транспорта для маломобильных групп населения. По мнению законодателя, проблем, препятствующих использованию пассажирского транспорта для перевозки людей с ограниченными возможностями, в городе нет.
— Несмотря на то, что в человеческом обществе отношения между людьми всегда полны проблем и противоречий, в целом люди стали с большим пониманием относиться к созданию доступной для всех городской среды, — подчеркнул депутат.
***
фото: Марина Котманова заезжает в салон по платформе низкопольного автобуса ;Депутат Владимир Столяров и кондуктор Елена Алимкулова.