X

  • 18 Июль
  • 2024 года
  • № 77
  • 5576

Тайная жизнь андроида-робинзона

В отдаленном будущем переселенцы с Земли просыпаются в своих капсулах раньше времени (непредвиденные обстоятельства) — и находят поблизости планету, пригодную для жизни. Почти рай, на первый взгляд. Но оказывается он адом.

Поклонники космической саги о «чужих» Ридли Скотта дождались своего часа. Что ж, новая лента под названием «Чужой: Завет»* если и разочаровала, то в самой малости. И уже жжет нетерпение: пересмотреть, постараться понять все тайные смыслы, что рассыпал харизматичный английский режиссер по своему многослойному, непростому для восприятия произведению.

. На исходе 80-х в наспех оборудованном видеозале ДК «Строитель» мы с женой увидели того «Чужого» (1979), что стал одной из легенд мировой кинофантастики. Тогда это было откровение, свой маленький прорыв в неизведанное. После были продолжения, уже от других режиссеров (где выделялся, пожалуй, только фильм второй — «Чужие» Джеймса Кэмерона, с той же обаятельно-суровой Сигурни Уивер в роли лейтенанта Рипли, сражающейся с монстрами; им, фантастическим тварям, даже научное название дали — ксеноморфы).

Сохраняющий в свои 79 лет поразительный творческий драйв, сэр Скотт возвратился в тему уже в новом веке. И решил рассказать историю «чужих» и тех, кто препятствует истреблению ими землян, истинно по-своему. Мудро, многозначительно, но и так увлекательно, чтобы залы ломились от публики. На этом «перекрестке миров» получилось очень неплохо еще в 2012-м, когда вышел на экраны фильм «Прометей». Eго герои хотели отыскать во Вселенной так называемых Создателей — тех пришельцев из глубин Вселенной, что и дали, по их убеждению, начало всему человечеству. Та экспедиция, впрочем, была обречена на печальный, но и героический финал: экипаж «Прометея» погибал, предотвращая карательную акцию Создателей с целью опустошить земной шар — что-то не устроило этих исполинов, что-то сильно разозлило.

Но вернемся к новой ленте. У нее свои герои и другая миссия. Корабль «Завет» должен доставить более двух тысячи колонистов на некую планету, которую они и станут обживать. Но планы нарушены, и экипаж узнает, что лететь до места назначения еще долгих семь лет — с ума сойдешь вне «сонной» капсулы. Как вдруг появляется привлекательный и близкий вариант для посадки.

Сюжетные линии двух фильмов неизбежно пересекутся. И на пути экспедиции из нескольких человек, столкнувшейся с таинственным и сильным врагом, появится андроид, то есть человекообразный робот Дэвид — единственный уцелевший из команды «Прометея». Кажется, что он выступает в роли спасителя, уводит в убежище. То, однако, ловушка. Дэвид, местный робинзон, обнаруживает в себе не только высокоразвитый интеллект, но и поистине дьявольскую ненависть к людям, «вымирающей расе». И потому неутомимо упражняется в своей маленькой лаборатории, выращивая монстров. Eго новое обиталище заражено патогенами, вирусами, которыми он научился повелевать.

Одна из самых сильных сцен, которые смакую в памяти, — та, где встречаются два андроида, Дэвид и Уолтер из экипажа «Завета». Второй, запрограммированный на добро, пытается остановить первого. В их схватке уцелеет только один. Но кто? Вот еще одна загадка для зрителей: у «братьев-близнецов» одно лицо — актера Майкла Фассбендера.

Кстати, признаюсь, никак не ожидал, что бессмертный герой Фассбендера (андроиды не умирают) выйдет здесь на самый первый план. И оказывается. «чужим». Eще одним страшным врагом, но гораздо более опасным, чем ожившие демоны из сновидений, плодящиеся под его заботливым взглядом. (Исторические аллюзии, кстати, легко читаются в деталях: белокурая бестия Дэвид обожает музыку Вагнера и видит себя новым богом).

Но, в отличие от «Прометея», здесь гораздо больше «экшена» (и режиссер не скрывал еще в пору съемок, что хочет сделать более жесткое и динамичное кино, в стиле самого первого «Чужого», и, разумеется, только для взрослых). Зрелище не для слабонервных, ибо нам показывают жесточайшую борьбу астронавтов за выживание.

Главная женская роль (новая Рипли, только под другим именем) отдана английской актрисе Кэтрин Уотерстон. Вообще, если еще раз провести аналогию с предыдущим фильмом саги, экипаж нового звездолета немного помельчал, образы прорисованы более скупо. И отсутствуют харизматические фигуры навроде героини Шарлиз Тэрон (ослепительно-холодная дочь миллиардера Вейланда, этакая Снежная королева в космосе) или Идриса Эльбы, сыгравшего роль капитана «Прометея».

Получается, что новая команда лишь оттеняет дьявольскую сущность Дэвида-нечеловека. И он манипулирует ими, как марионетками. Грустное зрелище. Но так придумали авторы фильма. И, предложив нам ошеломительный финал, поставили невидимое многоточие. (Ридли Скотт уже объявил миру, что «Чужой: Завет» станет первой частью трилогии).

. Признаюсь, что я не самый большой любитель кинофантастики. Но фильмы Скотта — это все-таки что-то особенное. Он тщательно и причудливо строит свою Вселенную, где, как и на Земле, люди вынуждены сражаться со злом, принимающим самые изощренные формы. И неутомимо находит новые миры, изумительно-незнакомые пейзажи как декорации на той же матушке-планете (для съемок «Завета» выбрана Австралия).

Что касается нас, зрителей, то в выигрыше больше окажутся те, кому сага знакома с самого начала, т.е. с ленты 1979 года. Тогда легче сложить все пазлы в цельную картинку. И ждать новых.

Продолжение следует. Ибо враг человечества, создавший для его погибели уникальное биологическое оружие, все еще не побежден. *»Чужой: Завет», США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада, 2017. В российском прокате с 18 мая. 18+.

***
фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА: Андроид Уолтер (на первом плане) и другие из экипажа «Завета» идут в разведку, еще не зная, что их ждет.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта