Чувашей много, Акатуй — один
В этом году тюменские чуваши отметили национальный земледельческий праздник Акатуй вместе с земляками из Чебоксар, Саратова, Пензы, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Крыма…
К нам приехала большая делегация Чувашского национального конгресса — артисты и представители региональных общественных организаций. До этого они уже побывали в Башкирии, после в их маршруте — Красноярск, Иркутск, где намечено проведение Дней чувашской культуры, и Байкал. Там состоится всечувашский Акатуй. — Чем отличаются друг от друга чуваши из разных регионов? — спросила я вице-президента конгресса Валерия Клементьева. — Вот наши, например, от башкирских или от тех, кто живет в Чебоксарах.
— Лучше говорить о том, что нас объединяет: ведь мест компактного проживания чувашей множество, а язык у нас один. Культура, традиции, праздники — тоже общие.
Вот и Акатуй, получается, — один на всех. Древний земледельческий праздник, знаменующий окончание посевных работ, любим современными чувашами, вне зависимости от того, в сельской местности они живут или в городе. Горожанам, пожалуй, даже интереснее хотя бы на денек вырваться из суеты мегаполиса и поучаствовать в народных исконно сельских гуляниях и обрядах, которые на первый взгляд, может быть, и кажутся несколько наивными, но имеют глубоко сакральный смысл. Например, угощение земли специально приготовленной выпечкой и домашним пивом — по осени земля отблагодарит людей за это и сполна вернет им угощение в виде урожая.
Или взять песни, которые под баян, собравшись в тесный кружок, исполняют женщины и мужчины. Слова простенькие, повторяющиеся, складываются в незатейливую частушку. Но, оказывается, не в словах и дело, а в той радости, которую вкладывают в песню исполнители: считается, чем веселее они проведут праздник, тем больше радости им принесет урожай. Впрочем, есть в этом обряде и вполне практическая составляющая: кроме как в праздник, людям, серьезно занимающимся земледелием, веселиться летом некогда — в поле и на огороде полно работы. Так что отдохнуть надо про запас, пока есть такая возможность.
Представители тюменской областной ассоциации чувашей «Таван» при подготовке праздника стараются учесть все, чему их предки придавали такое большое значение. Но в наших реалиях это не так-то просто: ведь хочется, чтобы на празднике побывало как можно больше народу — не только чуваши, но все желающие, — так что далеко за городом его не проведешь. Приходится выкручиваться. В этот раз под деревню обустроили сквер Юрия Куталова, что за дворцом национальных культур «Строитель». Здесь в воскресенье разбили свои небольшие подворья чуваши из разных районов юга области: что-то пришлось воссоздавать при помощи декораций, но многое было настоящим. В частности, пироги с разными начинками и соленья, которые привезли на праздник хозяйки.
— И это вы специально к сегодняшнему празднику сделали? — спросила я у Анфисы Пуртовой из Голышмановского района. Пока другие пели и плясали, она тихонечко сидела у прялки.
— Да вы что! — всплеснула Анфиса Федотовна руками. — Эту прялку сделали лет сто назад, она самая настоящая! И шерсть — тоже.
И прялку, и шерсть привезла Галина Никифорова, тоже из Голышмановского района. Говорит, что на ней пряла еще прабабушка Феодосия Романова, свое умение она передала внучке, а та, в свою очередь, Галине Георгиевне. Научила ее мама еще и вышивать, вязать, плести кружево.
А дети из школы села Солобоево учатся рукоделию в школьном кружке. На декоративные подвиги в виде вышивки чувашских традиционных орнаментов их поднимает учитель истории Наталья Герасимова. Она вообще ратует за сохранение чувашской культуры и традиций, собирая вокруг себя учеников-единомышленников, большинство из которых и не чуваши вовсе.
— Но многое я по-чувашски уже понимаю, — говорит Надежда Килих, ученица Натальи Викторовны. Старшеклассница поет в национальном ансамбле «Щалгушь». — Мы же когда песни учим, не просто заучиваем слова, а запоминаем их перевод и смысл.
Больше бы таких молодых людей, которые интересуются языком и культурой чувашей, — сказал по этому поводу руководитель Крымской чувашской национально-культурной автономии Андрей Яковлев. Он приехал в Тюмень с делегацией ЧНК и рассказал, что в 2014 году у них была перепись населения: 1561 житель Крыма написал в анкете, что он чуваш. В Севастополе чувашами назвались почти 500 человек. Хотя, по версии автономии, представителей этого народа в их краях гораздо больше. И сейчас общественники стараются разбудить интерес этих людей к своей национальности.
А что касается праздничного воскресного концерта в честь Акатуя, в котором приняли участие приезжие и тюменские артисты, то он, вероятно, был интересен всем, кто специально пришел в сквер Юрия Куталова или случайно проходил мимо.
***
фото: Анфиса Пуртова с прялкой ;Участники Акатуя.