X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

О жесткости, лирике и задолженности по платежам

Задолженность по действующим договорам аренды муниципального имущества в 2016 году составляла 76 млн рублей.

Что необходимо сделать, чтобы сумма этого долга сокращалась быстрее, должников становилось меньше, а предпринимателям жилось лучше? Эти вопросы бурно обсуждались на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам на прошлой неделе.

Ситуацию в целом обрисовала Eлена Уляшева, директор городского департамента имущественных отношений.

На 1 января 2016 года было заключено 256 договоров аренды муниципального имущества, к концу года их стало 166. И этому есть объяснение. 15 помещений выкуплены арендаторами, шесть — передано в общедомовую собственность жителей, 14 договоров прекращены администрацией в связи с нарушениями условий договора предпринимателями, 17 — по инициативе арендаторов, 38 договоров закончили действие и находятся в стадии перезаключения.

В 2015 году изменен принцип подхода к заключению договоров аренды, чтобы все было прозрачно и доступно. Перечни муниципального имущества, которые свободны и могут быть переданы в аренду, теперь размещают на сайте.

Создана и комиссия по урегулированию разногласий. Значительное число арендаторов, которые ошиблись в начислениях платежей, сразу не наказываются, а приглашаются на беседу. На прошлом заседании городской Думы принято также решение о снижении ставок пеней.

За год удалось уменьшить общую сумму задолженности на 29 млн рублей. Из них 23 млн рублей погашено в различном порядке (и добровольно, и со службой судебных приставов). Не удалось погасить 46 млн рублей, они перешли на 2017 год в качестве дебиторской задолженности. Кроме того, за 2016 год образовалась новая задолженность — еще 26,7 млн рублей.

Какая работа проведена по погашению задолженности? По словам Уляшевой, по 39 договорам проводилась претензионная работа, шесть направлены в арбитражный суд, по 137 договорам решения суда вступили в законную силу. И по семи решения суда еще не вступили в законную силу.

— Складывается впечатление, что качество работы по взысканию задолженностей оставляет желать лучшего, — сказала, выслушав доклад, Оксана Величко, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам. — Почему такие суммы долгов остаются невзысканными? Почему всего три раза в прошлом году проводились заседания комиссии по урегулированию?

Eлена Уляшева объяснила, что комиссию создали только во второй половине прошлого года. Теперь заседания будут проводиться ежемесячно. Но проблема, по ее мнению, не в том, как работает комиссия, а как реагируют предприниматели. Большинство из злостных должников просто не приходят на заседания. Пунктуальней и дисциплинированней ведут себя те, у кого сумма задолженности небольшая. Так, из 26 млн рублей новой задолженности большую часть дают пять должников. Договоры аренды с ними уже расторгнуты (хотя это крайняя мера), но «хвосты» остаются. Даже после получения исполнительных листов по судебным решениям некоторые должники не спешат освобождать занимаемые помещения. А со злостных иногда и взыскивать нечего. Раньше, когда проводили тендеры, не проверяли уставной капитал фирмы-претендента. Так компания «Сервис-транс» задолжала уже 16 млн рублей. Исполнительный лист на должника есть, а денег и имущества у должника нет. Что с него взять?

— Хотелось бы, чтоб уровень правосознания у предпринимателей был выше, но пока на это не похоже, — посетовала Eлена Уляшева.

Депутаты предложили применять более жесткие меры к злостным должникам.

— А как определить: предприниматель ошибся в расчетах или он не платит намеренно? Злостный он неплательщик или просто попал в трудную ситуацию? — размышляла Eлена Томовна. — Не выгоним ли добросовестного арендатора? Не повлекут ли жесткие меры обратной реакции бизнеса? Не скажут ли предприниматели, что им не дают возможности исправиться?

— В этой проблеме есть, конечно, социальный подтекст, — согласилась депутат Оксана Величко. — Но все-таки слишком много лирики в таких недостаточно жестких мерах. И есть еще люфт по улучшению работы.

— Текущую задолженность имеют 88 процентов договоров аренды муниципального имущества, — проанализировал депутат Мурат Тулебаев. — Мы поддерживаем местный бюджет, но и местный бюджет должен действовать более ответственно. Надо продумывать не только карательные механизмы, но и механизмы предупреждения ситуации. Иначе получается, что от сдачи муниципального имущества в аренду больше головной боли, чем доходов.

Однако, по мнению Eлены Уляшевой, там, где частный бизнес может применять в отношении своих должников более жесткие и оперативные меры, муниципалитет обязан соблюдать все процедуры в рамках действующего законодательства, поэтому все получается дольше.

— Задача всех уровней власти — создать такую нормативную базу, чтобы бизнесу предоставить условия для продуктивной деятельности, — согласился депутат Алексей Чирков. — Но все-таки надо активней работать, чтобы у муниципального имущества появлялось больше добросовестных арендаторов. Ведь многие вовремя не платят не потому, что они от природы злостные неплательщики, предпринимателям порой просто не из чего платить. И задача тут — не снять с бизнеса последнюю кожу, а поддержать его.

В продолжение этой мысли депутат Юрий Коновалов предложил администрации города пересмотреть типовые договора аренды. Удалось же в городе справиться с ситуацией, когда недобросовестные предприниматели заявлялись на ремонт жилого фонда или ремонт теплотрасс.

— Цифры — вещь суровая, — резюмировала Оксана Величко. — И они пока говорят о том, что претензионную работу по взысканию долгов необходимо усиливать.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта