X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

О музыке живой и вечной

Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова в особом представлении не нуждается. В октябре прошлого года ему исполнилось 80 лет. На самых известных концертных площадках мира с ним выступали лучшие музыканты и певцы XX и XXI веков. И сегодня он входит в топ-10 мировых оркестров.

Оркестр неоднократно бывал в Тюмени, два года назад, например, с программой, посвященной Первой мировой войне. В этом году в продолжительном туре по российским городам светлановцы впервые исполняют программу «Филармонические сезоны». В нее включен первый концерт Рахманинова и вторая симфония Чайковского. За дирижерским пультом — Валентин Урюпин, партию фортепиано исполняет Александр Романовский.

Eвгений Шестаков, художественный руководитель и главный дирижер Тюменского филармонического оркестра, представляя гостей, охарактеризовал их как «две мощно и стремительно взлетающих звезды», назвал «представителями зарождающейся новой российской музыкальной элиты, на которых возлагаются все надежды отечественного концертного дела».

— Для нас большая радость играть в таком культурном центре, как Тюмень, — в свою очередь не скупится Валентин Урюпин. — Оркестр имени Светланова — госреликвия нашей страны, но при этом творчески не менее молод, чем недавно созданные оркестры. Музыканты выкладываются на каждом концерте по максимуму.

По мнению Валентина Урюпина, творческая молодость — это, прежде всего, умение быть незашоренными, но, в то же время, сохранять свою индивидуальность.

— Оркестр — это всегда содружество индивидуальностей, — считает Валентин Урюпин. — И когда внутри этого содружества есть дух любви к музыке, желание ею заниматься, пробовать что-то необычное — это и есть творческая молодость.

По словам Валентина Урюпина, оркестр имени Светланова за последние шесть лет сыграл такое количество новой для России музыки, которое другие оркестры, даже вместе взятые, не сыграли за последние сто лет. Здесь не боятся экспериментировать, играть по-новому музыку, к манере исполнения которой уже все привыкли. Недавно, например, молодой дирижер оркестра Максим Eмельяничев предложил стоя сыграть часть известного всем произведения.

— Потребовать от коллектива встать — задача почти невозможная, — рассказывает Валентин Урюпин. — Eсть один только оркестр, который может так рисковать. Наши музыканты не сказали: «Нет, ну что вы, мы же госоркестр!» Eсли надо для творчества — они готовы. Наш оркестр — изумительной мобильности, он очень живой.

Лауреат международных конкурсов Александр Романовский — один из самых востребованных пианистов современности. Когда Александр был еще ребенком, Владимир Спиваков обратил внимание на его талант. Выдающийся дирижер считает, что игру Романовского «отличает поразительное благородство стиля». А Eвгений Шестаков назвал музыканта замечательным ансамблистом.

— Я счастлив, что мы представляем русскую исполнительскую школу, — сказал Александр Романовский, — что у нас есть возможность узнавать Россию во всей ее величине, знакомиться с людьми, которые сделали русское искусство почитаемым во всем мире.

— Над нами музыка и композитор — главный авторитет, — сказал Валентин Урюпин. — Eсли ты берешь его в союзники и разговариваешь с музыкантами искренне, на языке музыки, без попытки продемонстрировать свой авторитет, тебе будут верить.. И начинает царствовать музыка.

— Музыка — удивительная вещь, — продолжил Александр Романовский. — За короткое время она позволяет узнать друг друга глубже, чем за сто лет общения. На концерте между музыкантами каждый раз рождаются новые вещи, которые и предсказать нельзя. Одно и то же произведение каждый раз ложится по-новому на слушателя, на оркестр, на исполнителей. Даже на место, где он исполняется. Сыграть концерт — как прожить жизнь.

***
фото: Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова в тюменской филармонии.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта