Река нашей памяти
Остается только сожалеть, что Бессмертный полк не придумали раньше.
Когда еще были живы тысячи и десятки тысяч ветеранов войны. Те, что замерзали и не замерзли «в белоснежных полях под Москвой». Те, что вгрызлись в высокий волжский берег в Сталинграде, но не дали врагу ни глотка воды из великой реки. Те, что сгорали и не сгорели в танковом бою под Прохоровкой на Курской дуге. И те, что заставили войну вернуться в свое логово.
Eсли бы они могли увидеть эти нескончаемые задумчивые шеренги Бессмертного полка. Увидеть свои простые, совсем не парадные фотографии, которые давно когда-то на скорую руку щелкнул случайный фотограф. Eсли бы они смогли заглянуть в глаза своим отдаленным потомкам — из третьего или четвертого поколения, они могли бы спать спокойно там, где легли.
Кто на деревенском кладбище среди своих предков. Кто на торжественном армейском погосте — в России или в дальней стороне. А кто и вовсе под незаметным холмиком, над которым и фанерной звездочки уже не осталось.
Бессмертное шествие 9 мая — одно из самых сильных впечатлений в моей жизни. Думаю, что оно посильнее, чем прибранное вычищенное солдатское кладбище в берлинском Трептов-парке. Когда я смотрю на плывущие над головами моих современников старые солдатские фотографии, больше всего на свете мне хочется сохранить эти снимки, собрать их в каком-нибудь музее. Не только как память. Но и как предостережение. Как напоминание. Напоминание о том, что если политики не умеют сохранить мир, солдаты возвращают его, проливая свою кровь.
. Лица. Лица. Лица. Некоторые известны. В прошлом году мы напечатали их фотографии в книге, собранной сотрудниками «Тюменского курьера». Вот, например, Павел Ситников, лейтенант из 112-й стрелковой дивизии, погибший на правом берегу Дона. Eго похоронку получили родные в совхозе «Коммунар» Исетского района. А Кузьма Зоммер, гвардии ефрейтор взвода пешей разведки Латышской дивизии, домой вернулся.
Неторопливо и безостановочно течет человеческая река. Из прошлого в будущее.
***
фото: