Просто младший лейтенант…
1. Предупреждение
История, которую я хочу рассказать, началась обыкновенно. Как все четыреста или пятьсот подобных текстов, опубликованных за последние три года на страницах газеты «Тюменской курьер».
. Фотография молодого человека в военной шинели, почти мальчика. Потом сбор информации — поиск документов и писем. Изучение боевого пути полка или дивизии. В итоге — небольшая заметка на первой странице газеты в рубрике «Стена памяти».
С этим портретом отлаженная система не сработала. Даже то немногое, что удалось собрать, категорически не складывалось в согласную картину. События, военные документы, даже письма — противоречили друг другу. Номера воинских частей с номерами полевой почты не совпадали. Даже территории, где, уже по другим данным, воевал восемнадцатилетний младший лейтенант, разделены сотнями километров. Фронты, куда, как мы узнавали, получил назначение выпускник военного училища, двигались с боями в противоположных направлениях. Как будто речь шла не об одном и том же человеке, а, по меньшей мере, о двух.
Понятно, что шел уже третий год Отечественной войны, которая поставила под ружье миллионы людей. Которая перемешала их в безумном и жестоком круговороте с такой силой, что и через три четверти века наша страна не может прийти в согласие сама с собой хотя бы о количестве потерь — расхождение выражается шести-семизначным числом. Эта война поменяла не только границы государств в Eвропе и Азии, но и рубежи отдельных территорий внутри нашей страны. Как же на фоне тектонических сдвигов обнаружить след одного-единственного человека? Однако попробуем.
Быть может, именно отдаленный масштаб, расстояние, через которое мы пытаемся различить хотя бы силуэт молодого офицера, позволит нам сосредоточить рассеянное годами и громадностью самого события внимание на небольшом, незнаменитом эпизоде прошедшей войны?
Я расскажу вам все, что удалось узнать точно. Прибавлю достоверные военные справки, в том числе и те, что обрели силу документа спустя годы. Изложу историю соединений и частей, которые имели или возможно могли иметь отношение к предмету нашего поиска. Процитирую или перескажу сообщения с театра военных действий и записи из боевых журналов, сделанные в то время, о котором идет речь. Не стану скрывать своих сомнений и даже предположений, которые, как говорится, тоже имели место быть. Пусть и не применительно к нашему герою, но ежели бы он был там, где происходили описываемые нами события, то они стали бы его личной историей.
2. С подлинным верно
Куликовский Сергей Иосифович. Годы жизни: 1925 — 1944. Родился в Павлоградском районе Омской области. В январе 1943 года призван в РККА и направлен Тамбовское артиллерийское училище, переведенное из Тамбова в г. Сталинск (ныне г. Новокузнецк) Кемеровской области. Через год ускоренный выпуск. Младший лейтенант, командир огневого взвода 672 артиллерийского полка, 205-я стрелковая дивизия — Карельский фронт. Пропал без вести в июне 1944 года (приказ Главного управления кадров Вооруженных сил Союза ССР N 05 от 20 января 1950 года об исключении из списков).
Других официальных данных о судьбе младшего лейтенанта Сергея Куликовского нет.
Правда, сохранились письма, которые давно когда-то передала в музей Бердюжской школы Таисья Федоровна Куликовская, мама Сергея.
«Здравствуй, родной папа! Сегодня я получил от тебя письмо от 16.7.43. Я не обижаюсь, что редко пишешь. Сам знаю, как писать, если нет времени. Нужно и для отдыха дорожить временем.
Второй перевод, наверное, вернулся обратно: слишком поздно я извещение получил. Здоровье у меня хорошее, никогда не чувствую даже слабости. Я скоро выпускаюсь. Пока до свидания. Не скучай. Любящий тебя сын Сергей».
(Адрес отправителя — Кемеровская обл. Юрга 3. Лагерь 1-го ТАУ, 32 у.в. 7.10.43).
3. Театр военных действий, Карельский фронт
672-й артиллерийский полк еще с довоенных лет входил в состав 205-й стрелковой (мотострелковой) дивизии, размещенной в Западном особом военном округе. Потом дивизия сражалась под Сталинградом в самые первые, самые трудные дни обороны 1942 года и в связи с огромными потерями была расформирована. Когда курсант Куликовский постигал военную науку в Тамбовском артиллерийском училище, имя 205-й сд возвратилось в строй. 26 июня 1943 года его получила 183-я стрелковая дивизия, державшая оборону на Карельском фронте в районе населенного пункта Кестеньга.
Летом 1944 года Карельский фронт принимал участие, выражаясь современным военным языком, «в принуждении Финляндии к миру». В эти самые дни, как следует из скупых строчек приказа ГУК N 05, пропал без вести командир огневого взвода 672-го артиллерийского полка младший лейтенант Куликовский. Как и при каких обстоятельствах, мы попытаемся выяснить. А пока и мы только в начале нашего поискового пути, и Сергей Куликовский жив-здоров, выпущен из училища и в погонах младшего лейтенанта (одна маленькая звездочка и две скрещенные пушки) направляется за назначением в Москву.
«5.2.44 г., г. Томск. Здравствуй, милая мама! 2 февраля я выехал из Томска. На пригородном поезде. Через несколько часов были в Тайге. Там сели в санитарный поезд и стали двигаться потихоньку к западу. Специального назначения мы не имеем, а едем в распоряжение командующего артиллерией Московского военного округа. В вагоне тепло — можно ехать совершенно раздевшись. На каждой остановке можно купить молока. Компания подобралась хорошая — ехать весело. Из Новосибирска послал тебе телеграмму. Пока до свидания. Крепко целую. Не скучай, милая мама. Сергей» (на письме пометка: получено 17/ П-44).
4. Театр военных действий, Карельский фронт
Фронт-театр протянулся с юга на север. Одно из действующих лиц на этом театре — невидимый из нашего сегодня, совершенно неразличимый в силу пока неизвестных нам обстоятельств — Сергей Куликовский. Рядовой истории в погонах младшего лейтенанта. Как написано в уже не раз цитированном, за неимением других документов, приказе, командир огневого взвода 672-го артиллерийского полка 205-й стрелковой дивизии. «Ванька-взводный» — так нередко говорилось в то время. Тот самый, кому меньше взвода не дадут и дальше фронта не пошлют.
Сохранившееся в военной истории имя стрелкового или огневого взвода — редкость. Рота, батальон? Практически то же самое. Разве что выпадет на долю подразделения исключительный или вовсе трагический случай. Как, например, взвод лейтенанта Шаронина, что под Харьковом пять суток отбивал танковые атаки. Или сгоревшая в селе Красновка Ростовской области, но не сдавшаяся рота лейтенанта Ликунова. Искать в истории упоминание о безымянном огневом взводе — наивно. Полк, дивизия — другое дело. У них и номера собственные, и награды, и почетные звания. И в приказах Верховного именные благодарности.
. До июня 1944 года 205-я стрелковая дивизия занимала оборону в полосе Карельского фронта в районе населенного пункта Кестеньга. Затем началось наступление, три пехотных полка 205-й сд и в их числе 672-й артиллерийский разгромили сопротивляющиеся подразделения дивизии СС «Норд», среди которых добровольческий норвежский батальон. В сентябре наступление в направлении Кестеньги было продолжено. Вскоре Финляндия вышла из войны и стала отводить свои части на территорию Суоми. А 205-я продолжала сражаться. Уже с немецкими частями. На том же, кстати, направлении, где шла на Петсамо и Киркенес известная в нашей области 368-я, в дальнейшем — Печенгская стрелковая дивизия. Потом 205-я была переброшена в Польшу. Eе последнее, на май 1945 года, наименование: 205-я стрелковая Полярная Гдыньская ордена Суворова дивизия.
Но эта часть сюжета, к сожалению, уже не имеет отношения к судьбе Сергея Куликовского. Нам предстоит искать его следы только на небольшом временном отрезке. Между мартом и июлем 1944 года.
Продолжение следует.
***
фото: