Эй, лодка, ты — машина времени?
Ради возможности увидеть лодку, строящуюся для фильма «Тобол», мы примчались на край города.
Вы удивитесь, узнав, что главную роль в судьбе этого необыкновенного заказа сыграли старые друзья! Но еще и умельцы, и фанаты лодочного дела.
. На место мы приехали чуть раньше, чем следовало. А потому пришлось подождать предпринимателя Кирилла Бутусова, который обещал показать нам эту диковинку. Восемь-десять минут пролетели как одно мгновение благодаря линейному продюсеру «Тобола» Анастасии Романовой: она достала свой сотовый и показала журналистам «Курьера» видео с уникальным трюком каскадеров из Казахстана на съемках фильма.
Никогда не видел ничего подобного: всадник и конь рушатся в землянку сквозь ее непрочную крышу. Анастасия рассказывает, что быстротекущий эпизод снимали за один раз, то есть без дублей, восемью камерами — чтобы наверняка. Ибо трюк представлял большую опасность, и прежде всего для скакуна, рисковавшего сломать ноги.
Что ж, настанет черед сцен не на суше, а на воде. Вот когда понадобятся лодки, которые киношникам надо получить в середине мая.
Прибывает Бутусов, и идем к объекту нашего любопытства. Чтобы увидеть парусно-гребное судно в стиле XVIII века, приходится сделать небольшой крюк по территории частной фирмы. Сторожами тут выступают большие свирепые псы. Пусть днем они и на привязи, но на чужаков реагируют обостренно. Чтобы не злить их, мы следуем условной команде «право руля, а теперь полный вперед!»
Лодки рождаются на суше, и не всегда близ берега. Десятиметровый остов этой — внушительной, длинной, своеобразной — вдруг открывается глазам меж ангаров и вагончиков.
Хорошо, когда помогают давние друзья. Вот и лодочному мастеру Владиславу Бутусову, дяде Кирилла, оказал такую услугу генеральный директор ЗАО «Сибтехнология» Анатолий Колесников. Так появилось удобное местечко, где можно собрать две лодки для кино.
Владислав Федорович — в прошлом спортсмен-водник («ходил на плотах»). Самому довелось строить и лодки, и яхту. Но такой творческой задачи у него еще не было. Говорит с юмором: «Наша главная задача — чтобы киношные лодки не протекали». Про ту, которую мы увидели: «Самая не плавающая, но и самая красивая».
Скромничает, право. К заданию в ИП Бутусова-младшего подошли со всей серьезностью. Изучали литературу, плотно работали с художниками фильма и учли все их пожелания. Над деталями базового, исторического чертежа работал весьма опытный в лодочном ремесле человек — Петр Иванович Зимин.
Сейчас перед нами предстал только полуфабрикат первой лодки. Параллельно под крышей одного из тюменских столярных производств изготовляют шестиметровую мачту, маленькие палубы, весла и два огромных руля, которые укрепят на железных пластинах. А еще — по другому адресу — шьют паруса.
В любом случае изделия выйдут в свет не бутафорски-декоративными. Лодка должна выдержать весь экипаж — десять гребцов, рулевого и кормщика. Потому и размеры у нее таковы. «Авторская лодка», подытоживает Бутусов-младший, Кирилл.
Сборку проведут здесь, и, конечно, Бутусов-старший получит помощников («обещали прислать, сколько потребуется»).
Владислав Федорович построил едва ли не десяток лодок (ходят до сих пор где-то на Севере). Тут — особый случай еще и потому, что неизвестно, сколько этому суденышку и его собрату придется провести на воде. Вряд ли долго. Впрочем, мастер тут же возвращает себе оптимизм: в дальнейшем лодки (для фильма их еще «состарят» художники) наверняка пригодятся музею-заповеднику. И станут частью той замечательной экспозиции, что явится, прежде всего, памятью не о картине, а о реальных ее героях — Семене Ремезове и других тоболяках петровского времени.
* * *
. А на обратном пути, задав «лево руля» от сердитых псов, ваш репортер мысленно напевал старое, нетленное, от «Машины времени» — про то, как строили лодки, и лодки звались «Вера», «Надежда», «Любовь»…
Тюменские лодки для кино — тоже своего рода машины времени. Пусть и не такие стремительные, как та, что была придумана писателем-фантастом Гербертом Уэллсом.
***
фото: Владислав Бутусов ;Лодочка, плыви (то есть она поплывет, конечно, в мае).