Обращайтесь, и вам помогут
В 2017 году сохранились все формы государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Это не только субсидии, займы и другие финансовые инструменты, но также консультационная, организационная помощь, предоставление помещений и другие виды поддержки, в которых нуждаются предприниматели.
О том, какими ресурсами могут воспользоваться владельцы небольших предприятий, говорили в четверг на заседании круглого стола «Государственная и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени». В нем приняли участие представители городских и областных органов власти, региональных структур, специализирующихся на оказании поддержки малому бизнесу, представители общественных объединений и предприниматели.
Правительство Тюменской области за последние годы провело большую работу по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса. Разработана обширная программа, суть которой в том, чтобы помочь бизнесу преодолеть самые трудные периоды: от старта до выхода на окупаемость, при переходе на выпуск новой продукции, затратах на переоборудование предприятия и так далее — и сохранить бизнес наплаву.
Ключевым стал комплексный подход в работе с предприятиями, говорит начальник отдела государственной поддержки малого предпринимательства департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Оксана Торопова.
— Это означает, что предпринимателям предлагаются и налоговые льготы, и финансовые инструменты, и имущественная поддержка, и административное сопровождение, — рассказывает она. — В работе задействованы сразу несколько профильных подразделений правительства области, в том числе департаменты агропромышленного комплекса, имущественных отношений, центр поддержки предпринимательства и другие.
Одним из эффективных средств содействия начинающим предпринимателям стало принятие решения о налоговых каникулах. Эта мера распространяется на вновь зарегистрированных ИП, число сотрудников которых не превышает 15 человек, применяющих упрощенную либо патентную систему налогообложения. Региональный закон позволяет таким предпринимателям не платить налог на прибыль в течение двух лет с момента открытия ИП.
Оксана Торопова напомнила о градации субъектов предпринимательства. Согласно нормам федерального законодательства, к микропредприятиям причисляются компании, численность работников которых составляет от одного до 15 человек, годовой доход не превышает 120 миллионов. Малым называется предприятие, где трудятся от 16 до 100 человек, обеспечивающие прибыль в размере от 120 до 800 миллионов рублей в год. Соответственно, те, у кого эти показатели еще выше, считаются средним бизнесом. Их, как правило, меньшинство. В основном наши предприниматели сосредоточены в первых двух сегментах. Причем число микропредприятий растет.
Актуальным остается такой вид поддержки как субсидирование части расходов на приобретение оборудования в лизинг. Eго можно получить в департаменте инвестполитики. За 2016 год такой возможностью воспользовались 145 предпринимателей, общая сумма субсидий составила более 195 миллионов рублей. Эти средства помогли нашим предприятиям приобрести 87 единиц спецтехники, 300 единиц оборудования, 23 единицы автотранспорта.
Не менее важную роль играет обширная образовательная программа. Вместо того, чтобы просто дать денег, разумнее научить начинающих предпринимателей зарабатывать самим и избегать типичных ошибок. Совместно с общественными, молодежными, предпринимательскими объединениями на базе центра поддержки правительства реализуются массовые обучающие проекты, такие как День знаний для предпринимателей, форум СУП (который в этом году пройдет в Сочи в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов), День предпринимателя, вечерняя школа предпринимательства и так далее. Отдельного упоминания заслуживает федеральная программа «Ты — предприниматель». В ней могут принять участие желающие создать собственный бизнес в возрасте от 14 до 30 лет. Программа предусматривает комплекс обучающих мероприятий для школьников и студентов, готовится новое поколение будущих предпринимателей. Участие во всех проектах бесплатное.
Помочь определить перспективные рыночные ниши, составить бизнес-план, найти информацию об оформлении кредита под свое дело, подобрать помещение для аренды офиса может информационно-аналитическая система «Бизнес-навигатор МСП». Программа объединяет 169 городов России, в их число входит и Тюмень.
Об имущественной поддержке предпринимателей рассказал специалист городского департамента имущественных отношений Константин Самосватов. Он подчеркнул, что муниципальное имущество предоставляется в аренду на льготных условиях:
— Для этого надо соблюсти три основных условия. Первое — сведения о заявителе должны быть включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Информацию об этом можно уточнить на сайте федеральной налоговой службы. Второе — необходимо предоставить перечень документов, установленных регламентом администрации города. Третье — вид деятельности предприятия должен иметь приоритетное значение для социально-экономического развития города. Все они отражены в постановлении администрации 34-ПК.
Подробнее о том, как можно претендовать на получение муниципального помещения в аренду, предприниматели могут узнать в департаменте имущественных отношений по телефону 39-62-42.
Масштабную программу по поддержке начинающих предпринимателей реализует Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области». Эта структура строит свою работу по четырем направлениям, говорит заместитель генерального директора фонда Алексей Бобов: — Когда мы спрашиваем представителей бизнеса, что они знают об инвестиционном агентстве, выясняется: 95 процентов уверены, что мы оказывает только финансовую поддержку. Но это не так. Безусловно, мы даем деньги. Это могут быть инвестиционные займы до 50 миллионов рублей под 7 процентов годовых, либо микрозаймы до 3 миллионов рублей под 10 процентов годовых в зависимости от масштабов проекта и вида бизнеса. Но кроме того, фонд оказывает имущественную, организационную и информационную поддержку.
Сюда входит бесплатное сопровождение инвестиционных проектов от идеи до реализации, предоставление земельных участков без аукционов под строительство производственных комплексов и многое другое. Само собой, к тем, кто претендует на такую поддержку, предъявляются определенные требования. Но если бизнес имеет значение для развития экономики региона, содержит элемент инновации, удовлетворяет потребности рынка в новых товарах и услугах, сулит создание новых рабочих мест и пополнение налоговой базы, без внимания и поддержки он не останется.
В агентстве открыта бесплатная телефонная линия по работе с инвесторами. Любой предприниматель может позвонить по телефону 8-800-550-08-30 и подать заявку на сопровождение своего инвестиционного проекта. На базе фонда действует экспертный совет по рассмотрению инвестпроектов, в него входят представители администрации города и деловых сообществ.
— В этом году мы запустили новую программу «Инвестиционные займы в сфере АПК». По этой программе мы предоставляем заем до 10 миллионов рублей под 3 процента годовых тем, кто хочет открыть бизнес в сельскохозяйственной отрасли, — говорит Бобов.
Подобным образом фонд реализует программы для промышленных компаний и предприятий, имеющих социальное значение: больниц, спортивных комплексов, объектов придорожного сервиса и так далее. По этим программам можно рассчитывать на займы в размере от 3 до 50 миллионов рублей под 7 процентов годовых. Это значительно выгоднее, чем кредит в банке.
Всего Инвестиционное агентство в год реализует 160 мероприятий различного уровня от инвестиционных форумов до адресных проектов. Например, таких как «бизнес-детки», когда школьникам рассказывают о том, как вести бизнес, организуют для них экскурсии на предприятия. Или «Школа фермера», направленная на повышение уровня профессиональных знаний производителей сельскохозяйственной продукции.
Одно из приоритетных направлений региональной экономики — инновационный бизнес развивается на базе тюменского технопарка. Прежде всего резиденты получают имущественную поддержку, рассказал исполнительный директор ЗападноСибирского инновационного центра тюменского технопарка Александр Сакевич.
Условия предоставления офисов на базе бизнес-инкубатора, который входит в структуру технопарка, несколько изменились. Раньше первый год резидент мог пользоваться офисным помещением на безвозмездной основе, оплачивая лишь услуги клининга, телефонную связь и интернет. Теперь введена оплата в размере 40 процентов от рыночной стоимости. Это около 4 тысяч рублей в месяц, уточнил Сакевич. При этом резидент получает право пользоваться всей инфраструктурой бизнес-инкубатора: переговорными, конференц-залами, а также участвовать в выставках, которые проходят на базе инновационного центра, сообщил Александр Валерьевич.
Также технопарк помогает с поиском инвесторов для реализации инновационных проектов и запуска разработок в серийное производство. Eще одна востребованная услуга — организация встреч с потенциальными заказчиками продукции резидентов бизнес-инкубатора.
— Мы регулярно устраиваем презентации продукции наших резидентов для нефтяных компаний, в случае положительного отзыва заказчика проводятся опытные испытания, — рассказывает Сакевич. — Так, сейчас мы подписываем соглашение с компанией «Газпром-нефть», в результате чего научный корпоративный центр компании будет принимать на рассмотрение проекты тюменских разработчиков. Таким образом мы системно подходим к выводу на рынок сложной инновационной продукции наших резидентов.
Также технопарк помогает разработчикам в оформлении патентов на их научные изобретения, организует семинары, обучая резидентов основам проведения маркетинговых исследований, составления бизнес-плана, подготовки финансовой отчетности, делового английского языка. Чтобы претендовать на статус резидента бизнес-инкубатора, достаточно заполнить заявку на сайте и прислать презентацию своего инновационного проекта. Eсли он соответствует всем требованиям, соискателя пригласят на защиту проекта на экспертный совет, который и примет окончательное решение.
Отметим, что за шесть лет существования бизнес-инкубатора резиденты заработали в общей сложности около 5 миллиардов рублей, создано более 300 рабочих мест.
В городе задействованы серьезные инструменты для поддержки малого и среднего предпринимательства, привлекаются очень значительные ресурсы, — подытожил выступления директор городского департамента экономики и стратегического развития Сергей Толстых. — Администрация дополняет эту работу в рамках реализации соответствующей программы, коротая рассчитана на 2015-2019 годы. Общая сумма финансирования этой программы составляет более 60 миллионов рублей. В том числе 12,3 миллиона рублей запланировано на 2017 год. Из них 6,5 миллиона составят субсидии для предпринимателей.
В 2016 году такие субсидии получили 34 субъекта малого бизнеса из разных отраслей: строительство, производство, образование, пошив одежды, изготовление мебели и так далее.
Сергей Толстых обратил внимание на то, что на поддержку не смогут претендовать предприятия, у которых есть долги по налогам и другим обязательным платежам, предприниматели, работающие в сфере игорного бизнеса, производства и продажи подакцизных товаров и так далее.
— Но отказывать мы никому не хотели бы, поэтому призываем не допускать возникновения даже незначительной задолженности, чтобы получить субсидию, — обратился Толстых. — В остальном набор документов стандартный. Процедура предельно простая. Главное, не полениться подготовить все бумаги. За подробностями можете обратиться на сайт или в департамент по телефону 51-04-15.
Он заметил, что все структуры, которые занимаются поддержкой малого бизнеса, оказывают консультационную помощь в режиме одного окна.
— Eсли вы хотите получить информацию о том, как получить поддержку, как открыть бизнес и так далее, можете обратиться к нам в департамент, и мы организуем связь с любыми ведомствами, которые работают в этом направлении, — сказал глава департамента экономики и стратегического развития.
Также он сообщил, что администрация намерена усовершенствовать формат проведения конкурса «Тюменская марка», который пользуется большой популярностью у местных производителей.
— Мы собрали отзывы и замечания участников. И в этом году надеемся реформировать конкурс, — поделился Сергей Деонисимович. — Будет изменено выставочное пространство, появится новая система оценки участников, рассчитываем, что она будет максимально объективной.
Директор консалтинговой компании Алексей Самсонов поинтересовался, появится ли на «Тюменской марке» номинация для компаний, которые оказывают услуги не физическим лицам, а предприятиям. Толстых подтвердил, что те, кто работает в сегменте В2В («бизнес для бизнеса»), с этого года также смогут подать заявки на участие.
Eще несколько лет назад большинство предпринимателей высказывали недоверие к программам государственной поддержки, жалуясь на сложность процедур, недоступность информации и формализм чиновников. Однако по мере того, как все больше предпринимателей получали конкретную помощь, настроение в деловой среде стало меняться. В кризис многие собственники бизнеса признавались, что сумели сохранить предприятие благодаря обращению в государственные структуры. Они отмечают, что чаще нужны даже не деньги, а грамотная консультация, юридическая помощь, административное сопровождение. Участники круглого стола убедились, что большинство легальных предпринимателей вправе рассчитывать на такую поддержку.
Проблемы и непонимание остаются, ситуацию нельзя изменить в одночасье, говорят собственники бизнеса. Но прогресс во взаимоотношениях бизнеса и власти очевиден. Поэтому сегодня слышно не только тех, кто продолжает жаловаться, но все громче из уст предпринимателей звучат слова благодарности за реальную поддержку.
***
фото: Предприниматель Алексей Самсонов ;Оксана Торопова ;Константин Самосватов ;Алексей Бобов ;Александр Сакевич ;Сергей Толстых.