У каждого свой хэппи-энд
22 апреля в книжном магазине «Перспектива» (в ТРЦ «Кристалл») состоится автограф-сессия авторов проекта «Город_ где» — писателя Натальи Фоминцевой и художника Марины Лебедевой.
«Город_где» — это цикл мистических рассказов о другой стороне города, а возможно, даже и жизни. Сторона эта может неожиданно показаться поздней ночью или выдуматься туманным утром.
Пока Наталья Фоминцева написала два рассказа — «Большая вода» и «Мальчик, которого нет». Второй текст — о подростке — проиллюстрировала Марина Лебедева. Вместе авторы напечатали 50 экземпляров рассказа. Два десятка разошлись по их друзьям и знакомым. А три отданы на продажу в магазины «Перспектива».
Наталья до этого не работала с жанром рассказа: ранее у нее выходили повесть «Место под солнцем» и роман «Рожденные летать». А Марина занимается графикой впервые. То есть, проект «Город_где» — новый опыт для обеих. Но как идея пришла им в головы? Авторы пожимают плечами. Просто у них были истории, которые хотелось рассказать.
О своей работе и общей
— Работать вместе решили изначально?
Марина: — Это неизбежность!
Наталья: — Мы вместе работаем где-то с 2007 года на абсолютно разных проектах. Так получалось, даже если в штатном расписании стоит другой дизайнер, мы все равно почему-то с Мариной. В какой-то момент возникла мысль: может, вместе сделать что-нибудь для себя, а не для других?
Марина: — Звонит Наташа и говорит: давай обсудим рассказ! Неделя, месяц. У рассказа все время получался разный финал, и когда я прочитала окончательный вариант, удивилась. С другими идеями тоже так: мы гуляем, обсуждаем, и я начинаю жить в этой истории.
Наталья: — То есть Марина сначала слушает, как я рассказываю, потом читает пять вариантов написанного, потому что я вдруг решаю: нет, сейчас все не так сделаю, забыли, не читай! И уже в последний момент появляются картинки.
Марина: — Да, в какую-нибудь ночь. Без дедлайна же невыносимо работать. Как можно просто сесть: у меня неделя времени, и вот, рисую? Это не так работает. Завтра сдача — за ночь будут картинки.
— Художник может как-то повлиять на сюжет, сказать, что не нравится?
Наталья: — Марина обычно говорит: слушай, вот здесь бы по-другому получилось, скорее всего. Она, безусловно, влияет на рассказ.
— И так же с иллюстрациями?
Наталья: — С иллюстрациями — практически нет. Более того, мост в рассказе был у меня другим. Но раз Марина нарисовала его иначе, мне было проще переписать текст, чем ей перерисовывать. Я имела в виду мост на Пермякова, а не через Туру. Там должна была еще быть железная дорога.
Марина: — Ну, в тексте не было написано, через что он. И я нарисовала через реку!
Наталья: — Так район Пермякова, превратился в Зареку.
— Да, «замост» из рассказа воспринимался мной как Зарека.
Наталья: — На самом деле, все так менялось, даже мальчик, что от него, изначального, уже рожки да ножки остались.
— «Город_где» — это все-таки про Тюмень или про любой провинциальный город?
Наталья:— А вам как кажется?
— Про Тюмень, хотя Зареку я вижу иначе.
Наталья: — Значит так. Как вам кажется, так и есть. Я, конечно, избегала топонимов. И улица Фабричная в рассказе расположена не там, где на самом деле.
— Весь цикл рассказов будет мистическим?
Наталья: — Да.
Таня, которая уплыла
Рассказ «Большая вода» авторы тоже думали напечатать, но его сложно проиллюстрировать.
Марина: — В нем много смыслов. Eсли делать картинки, читатель сразу воспримет мою трактовку. А у нас с Наташей она отличается. Каждый, кто читает «Большую воду», находит что-то свое и понимает, про что это. Любая иллюстрация конкретна. У читателя не будет свободы.
Наталья: — Это касается не только смыслов. Героиня идет или летит? По тексту непонятно. А если это изобразить, будет очевидно.
Марина: — Вот как для вас закончился этот рассказ?
— Героиня рассказа Таня как бы уплывает, и получает, что хочет, — становится рыбой. Но мне очень хотелось, чтобы она осталась человеком.
Наталья: — Вам было жаль жизнь, которую она оставляет.
— Но у нее ничего и не было. Мать погибла, муж плохой.
Наталья: — Да, ничего.
— Но мне все-таки кажется это неправильным.
Наталья: — Для меня это вообще хеппи-энд! Человек стал тем, кем хочет быть, хоть и через отрицание и отречение.
Марина: — А для меня это рассказ о суициде. Как его рисовать? Для вас это мистический рассказ, а для меня просто выход в окно.
Наталья: — А еще все это могло просто происходить в сознании героини.
Марина: — Когда найдется форма, тогда и получится иллюстрировать рассказ. А иначе это бессмысленное чирканье карандашом. Тут все должно сложиться в четкую картинку. Пока не случилось.
Идея зажила своей жизнью
Наталья: — Мне кажется в рассказах атмосфера немного мистическая. Ты понимаешь, что можешь выйти на улицу, а она. другая. Вот летом я могла гулять на улице только вечером или ночью. И тогда город не такой, как всегда. Можно себе нафантазировать другие улицы.
— Страшно ли читать отзывы о вашей работе?
Наталья: — Не страшно. Eсли бы мы сделали нечто масштабное, несли бы это на дрожащих ручонках в мир, а мир спросил бы: это все? Тогда мы бы, конечно, очень переживали. А поскольку ничего конкретного в проект не закладывали, то просто удивляемся отзывам: вы серьезно?
Изначально было желание, возможности, но не было планов продвигать проект. Это детский проект, на самом деле, он претендует только на то, чтобы быть сказанным. Мы не сильно рассчитывали на оценки. И дальше этого мальчика вода сама понесла. Мы ничего не инициировали. Только старались не сопротивляться.
— Когда планируете закончить следующий рассказ?
Наталья: — Когда планируем его начать! Я и сроки — это одна беда. Марина и сроки — другая. Лучше, мне кажется, пустить все на самотек и не трогать. Но идеи есть, товарищ художник знает, какие. Мы уже нашли героев, про которых надо написать так, чтобы их никто не узнал.
Марина: — А то нас из города выгонят.
***
фото: Марина Лебедева и Наталья Фоминцева ;Герои рассказа «Мальчик, которого нет» Санька и Ярик смотрят телевизор ;Еще одна страница из графического рассказа.