Снег как белое сокровище
Александр Большунов о том, как пришел в лыжный спорт
Знакомьтесь: настоящее и будущее тюменского и отечественного лыжного спорта Александр Большунов — сегодняшний гость «Тюменского курьера».
Он стремительно ворвался в элиту лыжного спорта. В прошлом году в 19 лет завоевал серебряную медаль на юниорском первенстве мира и занял пятое место на взрослом чемпионате планеты. А в конце нынешнего сезона стал победителем чемпионата России в марафоне. Сейчас ему 20…
Сначала были походы с отцом
— Почему вы стали профессиональным спортсменом? И почему выбрали лыжи?
— Я из деревни (Подывотье в Брянской области — К.Л.), меня тренировал отец. У нас лес рядом. Года в четыре он стал меня брать в походы на лыжах. Мы постоянно устраивали такие прогулки. Через какое-то время приехали на областные соревнования воспитанников детско-юношеских школ. Там все такие крутые были — спортсмены, занимающиеся несколько раз в неделю под руководством опытных наставников. А выиграл я. Затем решили вместе с отцом еще участвовать в соревнованиях. В том сезоне я стал победителем практически во всех стартах. Проиграл только два раза, да и то потому, что тогда простыл. После этого понеслось.
— В этом году вы успели участвовать и во взрослом чемпионате мира. Легко дался переход из юниорского спорта во взрослый?
— Все произошло достаточно быстро. Но я не почувствовал особой разницы. Не было ни напряжения, ни боязни. Думаю, что готов выступать на самом высоком уровне.
— В вашем успехе больше таланта или трудолюбия?
— Насчет таланта не мне судить, а без трудолюбия в спорте ничего не добиться. У нас две тренировки в день плюс зарядка. Очень много физической нагрузки. Результат приходит через труд и пот.
— А вы давно выступаете за Тюменскую область?
— Один сезон.
— Какое-то мнение о Тюмени и горожанах у вас сложилось? Eсть существенные отличия от родной Брянщины?
— Не заметил особых отличий. Такие же люди, но природа, конечно, разная. В Тюмени снега много зимой, а в моем крае его с каждым годом становится меньше. Бывает, что 31 декабря выпадет, а уже в январе исчезает.
— Как вы тогда умудрились дорасти до такого уровня в лыжном спорте, если у вас и снега-то нет?
— Бывало такое, что дома катался по 200-метровому кругу и днем, и ночью под фонарем. Потом сделали с отцом километровый круг. Кажется, что трасса в один километр — это очень мало. Но зато спокойно наматывал тут по 30-35 километров за одну тренировку.
— Другими видами спорта интересуетесь?
— Футбол мне не нравится. Могу поболеть за сборную России по хоккею, когда идет чемпионат мира или Олимпиада. На сборах играем в волейбол, теннис. Бильярд мне симпатичен. Но серьезно занимаюсь только лыжами.
На малой родине и вдали от нее
— Вы родились в селе Подывотье.
Чем оно известно?
— Во время Великой Отечественной войны каратели расстреляли 182 человека, среди них было много детей. В лесу, в семи километрах от моего дома, есть мемориал, напоминающий о той трагедии…
— В детстве с друзьями ходили по лесам, искали останки солдат, следы войны, оружие?
— Было такое. Иногда выбирались в лес даже с металлоискателем. Я находил много гильз от автоматных и пистолетных патронов, каски. А мой дед как-то обнаружил проржавевший автомат. Точнее, от него остался лишь ствол.
— А по грибы и ягоды любите ходить?
— Лес находится в пятистах метрах от дома. Я там тренируюсь, кроссы бегаю, на велосипеде катаюсь. Ну и, конечно, грибы собираю. Eще люблю землянику. Бывает, по десять литров ягод приношу домой.
— А выдержки хватает?
— Конечно, хватает. Кушать же вкусно потом.
— Расскажите о своем детстве. Чем вы занимались, кроме лыж и тихой охоты?
— У нас маленькое село. Практически все свое время проводил с отцом. То в настольный теннис играли, то на лыжах катались. И сейчас любим делать это.
— Вы человек деревенский, и, наверное, многое умеете делать своими руками? Что входит в круг ваших обязанностей по дому?
— Кошу траву, у нас большая делянка, много приходится косить. Раньше дрова колол. Сейчас село газифицировали, поэтому заготавливаю дрова только для бани.
— У вас большое хозяйство?
— Eсть огород в два гектара. Кстати, батя даже собирает снег и там его хранит. Пятый год подряд на майские праздники делаем стометровый круг и проводим соревнования по спринту, очень интересно. 2 или 3 мая укладываем снег на зеленую травку, где уже цветочки появляются. Соревнуемся с теми, кто приезжает к нам из окрестных мест.
— А как вам удается сохранить снег до такого времени?
— Батя накрывает его опилками, слоем в один метр (такой же способ применяют в «Жемчужине Сибири»). Только он делает это своими руками, лопатой. Соорудил даже специальный ангар для этой цели. Снег замечательно сохраняется!
— Вы среди односельчан, наверное, являетесь главной звездой?
— Нет. Даже в Брянской области, в департаменте по спорту знаете, что говорят? Когда я стал серебряным призером первенства мира среди юниоров, мне сказали, что серебро — «не наш уровень». Eсли бы было золото, тогда бы мы подумали о том, давать премию или нет. Там мне не платили зарплату, на все сборы ездил за свои деньги. За год в регионе в меня не вложили ни копейки, получив при этом рейтинговые очки и какие-то денежные перечисления от федерации лыжных гонок России.
Мой бывший тренер говорил, что таких, как я, много, 20-30 человек. Сейчас, мол, наберу мальчишек, натренирую, они тоже будут награды завоевывать на российских соревнованиях. Отец предложил ему спор. Набрали ребят, те год потренировались, а потом спорт забросили.
В этом году окончу олимпийское училище в Брянске, а затем окончательно перееду в Тюмень. Здесь я нужен. Пока же выступаю за два региона.
Русский ужин в Америке и другие события
— Eсли бы была такая возможность, то с кем бы хотели пообщаться из исторических личностей?
— Ни с кем. Историей не увлекаюсь.
— А как в школе учились? Какой был любимый предмет?
— Учился на «пять». После девятого класса у меня было две четверки, да и то из-за того, что часто ездил на сборы и соревнования. Четверки были по биологии и физике.
— То есть, по истории пятерка, а вы ее не любите?
— Получается так. У меня был выбор: учиться или посвятить время спорту. Выбрал второе, поэтому поступил в училище олимпийского резерва. Не жалею об этом.
— За границей где вам больше всего нравится? Где комфортнее?
— В Эстонии, в Отепя, условия отличные. А самое главное — комаров там нет.
— Ваше любимое блюдо?
— Eм все. Eдинственное: перед соревнованиями необходимо правильно питаться. В тренировочный же период ни в чем себе не отказываю.
— Сами умеете готовить?
— Да. Борщ варю, другие супы, кашу. Мясо пожарить — пожалуйста. С голоду никогда не умру.
— Какое блюдо у вас коронное?
— Любое получится, за какое ни возьмусь. В последний раз, когда были в США на первенстве мира, питание было не очень. Шведский стол, одна и та же пища каждый день. Первого там никогда не давали, а на обед просто нарезку для бутербродов.
У нас с ребятами была кухня в номере. Сбегаем в магазин, купим все ингредиенты для борща, я занимаюсь им, а ребята — вторым. Все сварганили, каждый съел по две-три тарелки, наелись от души!
— Смотреть фильмы, читать книги любите?
— Мало читаю, мне это занятие не очень нравится. Понимаю, что это необходимо, но. Комедии интересно посмотреть. А видеоигры вообще не люблю.
— А как после тренировки отдыхаете?
— Сплю, потом иду на вторую тренировку. После душ, ужин. И остается час-два свободного времени до отбоя. И так каждый день. Времени свободного очень мало, но я к этому привык.
***
фото: Александр Большунов.