Известные и неизвестные, но неизменно опасные
Мало кто знает, но отделение токсикологии — одно из самых сплоченных в ОКБ N 1. Редко когда врач, начав работать, не выдерживает, бросает все и уходит. А ведь специальность психологически очень тяжелая…
Каждый день эти люди видят наркоманов, как бывалых, так и совсем молодых; опустившихся пьяниц и подростков, поспоривших с приятелями, что смогут выпить подряд пару стаканов водки; отчаявшихся самоубийц и малышей — сунувших в рот сорванную из любопытства поганку, схвативших за хвост гадюку или залезших в коробку с лекарствами, чтобы добыть «витаминку».
И вряд ли даже сами медики знают, к чему тяжелее привыкнуть: к наркозависимым, которые своими руками загоняют себя в гроб; выпивохам, раз за разом наступающим на одни и те же грабли; или к детям, совершившим ошибку из-за необоснованной самоуверенности или неуемного любопытства.
Доктор не судит, доктор лечит. Ведь пациенты токсикологов часто оказываются на грани между жизнью и смертью.
Отчего же, отчего же.
— Да, пациенты, конечно, бывают сложные, — признает Ирина Чайковская, заведующая отделением, главный токсиколог области, и с гордостью добавляет, — но наши доктора работают по многу лет, оказывают помощь.
. О состоянии токсикологической службы в Тюменской области она рассказала коллегам на состоявшейся в прошлую пятницу конференции.
По словам заведующей, в последние годы количество пролеченных больных почти не меняется: обращаются больше двух тысяч человек в год, из них в стационар ложатся около половины.
— Преобладают всегда мужчины, — говорит Чайковская. — Но и число женщин, к сожалению, постепенно растет. Но и детей меньше не становится, хотя мы пытаемся вести просветительскую работу среди родителей, объяснять, как избежать случайного отравления… 451 ребенок госпитализирован в 2016 году.
Да, отравления бывают случайными. Например, взрослый может при самолечении неправильно рассчитать дозу, ошибиться во время тихой охоты, полезть к змее в лесу или просто съесть что-то не то. Ребенок же, разыгравшись, может схватить таблетку или капли, жидкость для мытья посуды или розжига мангала, стиральный порошок, отбеливатель.
— Дети в определенном возрасте хватают все, до чего могут дотянуться, — напоминает Ирина Чайковская. — Вы давно забыли, что такая банка или бутылка с опасным содержимым в доме есть, но ребенок ее обязательно найдет.
Но, по статистике токсикологов, намеренных отравлений больше: например, с целью самоубийства (впрочем, как раз их число постепенно снижается). Многие люди травят себя спиртом или наркотиками — чтобы почувствовать опьянение.
После отравления медикаментами, которые держат первое место по количеству пострадавших, именно спиртное и наркотики — самые популярные яды. Особенно, если к опознанным наркозависимым прибавить две трети тех, кто «отравился неустановленным ядом».
— Мы считаем, что значительная часть пациентов с таким диагнозом принимала наркотики, просто лаборатория определяет не все разновидности наркотических веществ, — отмечает зав-отделением.
Газ, который никто не заметил
Впрочем, о наркотиках хоть все знают, что они — яд. А бывает, что жертвы понятия не имеют, откуда пришла опасность. Как две тюменские семьи, пострадавшие минувшей зимой от угарного газа.
— В первый раз женщину и младенца обнаружили родственники. Отец к тому моменту скончался, — рассказывает Ирина Чайковская. — Как выяснилось позже, взрослые за несколько недель почувствовали себя плохо. Мать даже обратилась к врачу с жалобами на головную боль. Eй «диагностировали» шейный остеохондроз — маленький ребенок, нагрузки. Отец вместе со своим братом ездил в командировку в Тобольск и все повторял, как ему легко дышится да хорошо спится, не то, что дома. А газ все копился.
И ведь признаки отравления были очевидны, но никто не догадался. В итоге мужчина мертв, его жена, хоть и сильно отравилась, но выжила. Мальчик в порядке — ему повезло, он лежал на полу. При отравлении продуктами горения очень важно иметь хоть малейший доступ к кислороду, ведь он — антидот для угарного газа. Даже маленькая щелочка, через которую попадает воздух, может спасти жизнь.
По словам завотделением, вторая семья при точно таких же обстоятельствах лишилась 13-летней дочери, отец выздоровел, мать осталась с тяжелыми когнитивными нарушениями — она забыла всю свою бухгалтерскую премудрость и больше не может работать.
А вот и сами обстоятельства: — Обе семьи жили в коттеджах, отапливаемых природным газом. Сначала мы посчитали, что где-то утечка, — объясняет токсиколог. — Но, как выяснилось, дело в другом. Родственники и профильные службы установили, что вся система работала исправно. Но зима была холодной, и труба, по которой должны выходить продукты сгорания, обледенела — выход закрылся.
Метанол и этанол — попробуй отличи
А вот с отравлениями непищевым спиртом в Тюмени и области дела обстоят не так плохо — меньше одного процента обратившихся.
— Но знать о них все равно надо каждому врачу, — считает Артем Рахманкулов, анестезиолог-реаниматолог токсикологического отделения. — Особенно после случая в Иркутской области. Да, в нашем регионе сейчас высокий уровень жизни, и таких отравлений мало. Но такая беда может в какой-то момент случиться на любой территории.
По словам Рахманкулова, использовать метиловый спирт в промышленных товарах запрещено законодательно. Тем не менее, врачи то и дело сталкиваются с контрафактной продукцией.
— Eсли привезли пациента с характерными признаками отравления непищевым спиртом и вместе с ним канистру незамерзайки, на которой большими буквами написано «Не содержит метиловый спирт», мы не торопимся верить, — говорит он. — Мы не раз сдавали такие жидкости на анализ.
. По мнению доктора Рахман-кулова, отравиться непищевым спиртом рискуют те, кто пьет запойно. Метиловый спирт от этилового нельзя отличить по вкусу или запаху, но сильно пьющие люди часто считают, что они — могут. Ошибаются.
— Хорошо, если желание «до-гнаться» возникает после того, как человек принял изрядную дозу этилового спирта, — рассказывает врач. — Тогда получается, что он сначала принял антидот, а потом выпил яд — отравление будет не таким сильным. Куда хуже, если желание выпить одеколон или жидкость для отмывания стекол посещает зависимого, страдающего синдромом отмены.
Например, пытается сильно пьющий человек самостоятельно выйти из запоя. В этот момент он очень плохо себя чувствует. И знает, что новая доза спиртного самочувствие улучшит. Именно в этом отчаянном состоянии люди пьют смазочные материалы, растворители, лаки и тому подобное.
Такие пациенты, во-первых, не защищены заблаговременно принятым этиловым спиртом. Во-вторых, синдром отмены размывает клиническую картину, мешая понять, что происходит с больным. Головные боли, сильнейшие боли в животе, тошнота, рвота — все эти симптомы могут быть характерны для целого ряда других заболеваний.
Бывало, что отравившийся метиловым спиртом пациент с синдромом отмены, вместо того, чтобы получать лечение, попадал к хирургам на диагностическую операцию — врачи не могли понять, что с ним. К сожалению, в подобных случаях вероятна смерть.
Каким бы смущающим не казался подобный подход, но Артем Рахманкулов уверен: «Диагностируя пациента с симптомами, похожими на отравление метиловым спиртом, врач должен оценить и его социальное положение. Eсли человек финансово неблагополучен, велика вероятность, что он пренебрег здравым смыслом и выпил суррогаты алкоголя».