Пиво на АЗС: доход или соблазн?
Надо ли разрешать продажу пива на автозаправочных станциях? Этот, как выяснилось, отнюдь не праздный вопрос обсудили члены общественной палаты Тюменской области.
Права продавать алкогольную продукцию АЗС были лишены в 2011 году. Однако теперь в Госдуму внесена инициатива вновь разрешить торговать на заправках пивом и напитками крепостью до 16 градусов. Как считают авторы законопроекта, продажа легкого алкоголя не оказывает серьезного влияния на численность нетрезвых водителей. В то же время доходность топливных предприятий вырастет, соответственно повысятся и налоговые отчисления в местные бюджеты.
Согласен с такой точкой зрения член общественной палаты, писатель и краевед Александр Петрушин. Он отмечает, что запретительная мера не повлияла на число пьяных водителей. Вопрос уже изучили в правительстве области и региональном парламенте. И направили в Госдуму положительные заключения по этой инициативе.
— Во всех странах Eвропы и СНГ пиво на АЗС продается. А мы что, особенные? — задается вопросом Александр Антонович. — Когда мне в качестве контраргумента говорят, что у нас для этого нет культуры, меня это унижает. Выходит, мы какие-то недочеловеки? Ничего не понимаем?
По его мнению, масштабы пьянства за рулем никак не могут быть связаны с продажей пива на автозаправочных станциях. Между тем, снятие ограничения может оказать поддержку этому сектору торговли.
— Сейчас розничная продажа автомобильного топлива является убыточным бизнесом, — добавляет Петрушин. — А ведь работа АЗС на территории региона — это налоги в наш бюджет, это тысячи рабочих мест. Прибыль таких предприятий на 30 процентов покрывается за счет продажи сопутствующих товаров. Почему мы должны отказываться? У нас много лишних денег?
Активный противник позиции Петрушина — другой член палаты Аркадий Либерман уверен, что продажа пива на объектах, где обслуживают автомобилистов, будет провоцировать участников дорожного движения, что может сказаться на безопасности. Даже если выпить захочется пассажиру. Он привел в пример случай из жизни.
— Согласен с тем, что если, образно говоря, свинья захочет напиться, она напьется где угодно. Но на дороге бывают разные ситуации. Здесь важную роль сыграла бы статистика аварий на трассах из-за усталости водителей. Представим ситуацию: едут два-три человека из одного города в другой. Перегон длинный. На заправке уставший от дороги пассажир видит пиво и решает расслабиться. В результате случись что с водителем, пассажир уже не сможет его подменить. У меня такая ситуация на дороге была, — поделился Аркадий. — И речь не об алкоголиках за рулем, а обычных малопьющих гражданах. Из-за утомления в дороге они часто попадают в аварии.
Увеличение точек продаж алкоголя в принципе ничего хорошего не сулит, считает Либерман. К тому же на трассах контроля меньше, и там запросто могут продавать пиво подросткам.
Eго поддерживают несколько общественников, которые считают, что лучше найти другой способ пополнять бюджет.
— Законопроект противоречит государственной политике по сохранению здоровья россиян и профилактике алкоголизма, — говорит представитель общественности Игорь Литомин. — А на заправках лучше бы подумали о состоянии общественных туалетов, иной раз туда зайти страшно. Пусть отремонтируют их и сделают платными. И бюджет выиграет.
— Налоги, пополнение бюджета — это все, конечно, важно. Но алкоголь — это соблазн, — говорит другой общественник, врач Валерий Калалб. — Однако на этом основании мы же не предлагаем участникам дорожного движения получить на заправках еще и интимные услуги, хотя это обеспечило бы колоссальные бюджетные поступления.
Стоит заметить, что в нашей истории неоднократно пытались бороться с излишествами путем запретов, не пытаясь предложить что-то взамен или создать условия для повышения культуры и сознательности населения. Результаты известны.
Тем не менее, по итогам обсуждения члены общественной палаты большинством голосов высказались против возвращения пива на АЗС. Свои рекомендации и направят чиновникам и законодателям.