Школа провокационного мышления
Новый проект тюменского технопарка — Школа инновационного мышления — становится полноценной дискуссионной площадкой для обсуждения самых смелых, грандиозных и провокационных идей, когда пытливый мозг кипит либо от восторга, либо от возмущения.
Школа начала работу в конце прошлого года. Здесь уже выступили такие яркие гости как акционер «Альфа-групп», инвестор, миллиардер Герман Хан, профессор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, руководитель международной лаборатории образовательных технологий Анатолий Гин и другие.
Лекция очередного эксперта — директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрия Пескова вызвала у аудитории реакцию неоднозначную. Песков является одним из разработчиков проекта Национальная технологическая инициатива (НТИ). Тема доклада — борьба российских компаний за лидерство на новых высокотехнологичных рынках в ближайшие 15-20 лет. Однако начал эксперт с борьбы за чистоту современного языка.
— У нас в команде запрещены такие слова как модернизация и инновации, — говорит Песков. — А сочетание «школа инновационного мышления» — это, на мой взгляд, оксюморон. Мышление либо есть, либо нет. И у нас таких оксюморонов много: нанотехнологии, кризисное управление, импортозамещение и всевозможные заимствования, за которыми нет четкого смысла. Увы, сегодня наша страна больше ориентирована на импорт, как смыслов, так и технологий, нежели на экспорт.
Между тем, российская экономика напрямую зависит от развития технологий. А они безнадежно устаревают. Часть из них — советское наследие, которое уходит в небытие. Eсли старый станок сломался, починить или воспроизвести его уже невозможно. Эта умирающая экономика, по прогнозу Пескова, в ближайшие 20 лет сожмется в 10 раз. Проблема в том, что ей на смену приходят импортированные технологии.
— Это то, чем мы сейчас пользуемся, — уточняет эксперт. — Технологии, по которым строят университеты, собирают компьютеры и даже реализуют модель государственного управления. И вроде бы ничего плохого. Но заимствуются не самые передовые технологии. На них нельзя построить передовую экономику.
Кроме того, это вопрос безопасности. Условно говоря, завезенный станок, автомобиль, сервер может быть отключен удаленно тем, кто их программировал. Нам нужны собственные идеи и разработки, которые мы могли бы экспортировать. В некоторых отраслях, например, в вооружениях, IT-сфере, ПВО, нефтегазовом секторе это уже удается. Но если не двигаться дальше, со временем наша экономика сократится вдвое. И жить мы будем в два раза хуже, резюмирует Песков.
Развиваться в верном направлении мешают плохой климат и геополитическая ситуация, при которой конкуренты не дают нам пробиться на основные мировые рынки.
— Продолжительность жизни растет. Молодежи становится меньше, стариков больше, а их надо кормить. Большинству сегодняшних студентов пенсия не грозит. Придется работать до самой смерти, — «обнадежил» гость из АСИ.
О Тюмени он тоже ничего обнадеживающего не сказал. Здесь, как и во всей стране, нет технологических идей, чтобы стать одним из центров развития экономики, сообщил он.
Кое-кого возмутил радикальный подход: мол, те, кто не участвует в технической революции, будут выброшены на обочину экономики.
— На встрече много молодежи. А о ней было сказано: это потерянные люди без перспектив в старости, без пенсий. Мне их откровенно жалко, — заявил после конференции один из участников Сергей Пильков. Однако другой участник заметил, что такие провокационные выступления могут послужить катализатором активных действий. Наша молодежь захочет опровергнуть прогнозы эксперта. А молодежь у нас, кто бы что бы ни говорил, умная и талантливая. Достаточно посмотреть на проекты резидентов технопарка и участников разных бизнес-форумов, чтобы убедиться в этом. Надо только собрать эту энергию в один большой поток и направить в цель. Может быть, тогда на пенсию никто и уходить не захочет…