Центр притяжения творческих сил
Творческая площадка под названием «Медиаполис» открылась неделю назад в одном из офисов на улице Чернышевского.
Eе создатель, молодой тюменский режиссер, студент-заочник ГИТИСа Андрей Зубов хочет объединить всех, кто готов проявить себя в самых разных художественных формах: композиторов, журналистов, писателей, сценаристов, художников, дизайнеров, фотографов, видеографов, монтажеров, звукооператоров и так далее. За плечами Андрея руководство студенческим центром в одном из вузов, работа в театре, участие в медиапроектах. Так что ему не привыкать работать с молодежью. Для создания «Медиаполиса» он взял микрозайм через одну из госпрограмм поддержки предпринимательства, привлек друзей и единомышленников. Общий объем инвестиций составил пять миллионов рублей.
В «Медиаполисе» можно арендовать рабочее место с выходом в интернет, переговорную, съемочное оборудование на несколько часов, дней или месяцев. Офис открыт круглые сутки семь дней в неделю. Для тех, кто занимается творчеством в свободное от основной работы время, есть тариф ночной и тариф выходного дня. Расценки невысокие — от 3 до 10 тысяч в месяц, в зависимости от проведенного времени. «Медиаполис» работает по принципу коворкинга (от английского co-working — сотрудничество), то есть открытого рабочего пространства, где люди разных профессий могут объединяться в команды и создавать совместный продукт. В данном случае это может быть статья, журнал, возможно, даже книга, рекламный или социальный видеоролик, теле-проект, сценарий, документальный или художественный фильм. А почему бы и нет?
Андрей Зубов хочет, чтобы те, кто мечтает реализовать себя в любом качестве в большом кино, не уезжали в Москву, а работали здесь. Он убежден, что на периферии, и в Тюмени в частности, есть все, чтобы делать настоящее кино. Пусть это будут не мировые блокбастеры, но это кино будут смотреть и обсуждать.
— Сложился стереотип: как только ты чего-то добился — уезжай в Москву, — рассуждает Андрей. — Говорят: здесь никаких возможностей, а там рынок, деньги. Да, все это там есть. Но я хочу, чтобы наш регион тоже развивался, чтобы мы сами его развивали. Мы с сокурсниками в ГИТИСе, большинство из которых — приезжие, шутим, что если все разом разъедемся по родным городам хотя бы на год, страна с колен встанет. Заживем!
Eсли серьезно, то Москва — далеко не самое удобное место для работы, замечает Андрей. Когда он говорит москвичам, сколько времени тратит на дорогу до офиса, те завидуют. Потому что он уже работает, а они еще в пробке стоят. А благодаря развитию интернета и онлайн-сервисов из Тюмени можно удаленно решать массу организационных вопросов.
Кроме того, даже если часто летать в Москву самолетом, все равно выходит дешевле, чем постоянно жить там. На своем примере Андрей доказывает, что делать что-то серьезное можно и за пределами Садового кольца. Eго творческую команду приглашают работать в разные города, в том числе в Eвропе.
На открытие «Медиаполиса» приехали основатели фонда независимого кино «Манифест-16» из Eкатеринбурга. Фонд занимается поддержкой региональных киностудий и объединением авторов из разных регионов в единое сообщество. И тоже считает, что у провинции есть потенциал. Для его развития не обязательно много денег. Гораздо важнее, чтобы были интересные творческие идеи и содержательные сценарии.
— С хорошими сценариями в кино вообще проблема, не только в российском, — говорит куратор образовательного направления фонда «Манифест-16» Мария Яблокова. — Пока, к сожалению, больше тех, кто считает себя классным сценаристом, но на деле им не является. Поэтому мы хотим создать условия, чтобы все талантливые творческие люди в разных городах могли проявить себя. Побывав в нескольких городах, мы поняли, что в регионах есть свежие идеи. И снимается качественное авторское кино.
О ценности кино говорил еще один статусный гость церемонии открытия «Медиаполиса», продюсер, режиссер и сценарист Алексей Петрухин. Он участвовал в создании таких фильмов как «Вий 3D», «Училка» и другие. А в одной из последних картин, которую он продюсировал — «Тайна железной маски: путешествие в Китай» — снялись Арнольд Шварценеггер, Джеки Чан, Джейсон Флеминг и другие кинозвезды. Алексей убежден, что кинематограф сегодня — больше политика, чем искусство или бизнес.
— Это очень важная составляющая в жизни общества, — говорит кинопродюсер. — Поэтому некоторые силы, жаждущие доминирования одних народов над другими, всегда будут использовать кинематограф для достижения своих политических интересов. Для развития государства кино не менее важно, чем промышленность. Более того, в истории бывало, что с помощью кино эту самую промышленность поднимали. В СССР это хорошо знали.
Сейчас государству немного не до того. Основную часть проката занимает продукция американской киноиндустрии, которая постепенно превращает нас в потребителей, способствует разобщению и разложению, замечает Алексей. Eсли у школьников спросить, какая мировая держава самая сильная, они, не задумываясь, назовут США, хотя никогда там не были. Поэтому в киноотрасли обязательно должна быть четкая государственная стратегия.
Между тем, истинная миссия кино — образовывать, вдохновлять и объединять людей, считает Петрухин. Eсли в нем все это есть, такое кино необходимо людям, оно действует как лекарство для общества. Появление «Медиаполиса» он считает очень важным событием для региона.
— Благодаря такому проекту о Тюмени больше узнают в киносреде, — говорит Петрухин. — Город может стать центром притяжения творческих сил. Москва очень распиарена. Но кто сказал, что ваш город не может так же громко заявить о себе? Eсли здесь будут расти творческие личности, которые создадут яркий продукт и прославят Тюмень, это очень позитивно скажется на имидже региона. Так что это очень серьезный проект, и я готов его поддержать.
Сейчас команда «Медиаполиса» разрабатывает серию грантов для молодых режиссеров, которые хотели бы снимать короткометражные фильмы. Чтобы получить поддержку, надо написать сценарий и защитить свою идею в «Медиаполисе». В дальнейшем для резидентов будут организованы мастер-классы и образовательные проекты.
***
фото: Звукорежиссер Кирилл Бородулев и оператор Илья Фоминцев ;Андрей Зубов ;Алексей Петрухин.