Кино: погружение в таинство
За четыре с лишним века истории Тобольска он считанные разы становился съемочной площадкой художественного фильма. Сейчас город на берегу Иртыша не только превратился в павильон, но и стал героем будущего фильма.
О съемках в Тобольске рассказывает координатор проекта — фильма «Тобол» — Александр Новопашин, советник губернатора Тюменской области.
— Безусловно, этот город — жемчужина, которой мы гордимся. Но чтобы о Сибири, о Тобольске знало как можно больше людей, нужна кропотливая работа. Губернатор Владимир Якушев, правительство области и все жители заинтересованы в том, чтобы к нам в регион приезжало как можно больше туристов. А кино, как магнит, завораживает и притягивает людей. Поэтому мы поддерживаем проект фильма «Тобол».
Роман Алексея Иванова, который лег в основу сценария, уже работает на Тобольск. Интерес к съемкам — огромный. Северяне, проезжающие через город на Иртыше, сейчас все чаще делают здесь остановку, посещают музеи, нередко приходят к съемочной площадке, чтобы увидеть актеров и режиссеров, познакомиться с тем, как делается большое историческое кино.
— Из чего складываются ваши обязанности в проекте?
— Мне поручено координировать все вопросы, связанные с оперативным содействием съемочной группе, обеспечить взаимодействие региональных, муниципальных органов власти и федеральных структур. Должен сказать, что все стараются помочь фильму, чем могут. МЧС безвозмездно установило палатки, оборудованные печками, где актеры и другие участники киногруппы могут отдохнуть, перекусить, переодеться. Условия на съемочной площадке очень непростые. Побудешь тут денек-другой от зари до зари, и понимаешь, насколько сложен процесс, как тяжело достается всем: и актерам, и режиссеру, и рабочим сцены.
— Похоже, приход кино всколыхнул старый Тобольск.
— Это, действительно, большое, красивое, долгожданное событие. И оно только в самом начале. Многие тоболяки откликнулись на приглашение сыграть в массовых сценах, отращивали бороды и длинные волосы по моде петровского времени и проходили кастинг. Восхищает, как благообразные и седобородые старички, от которых просто веет добротой и позитивом, со всей душой отдаются съемочному процессу. По-моему, у них получается совсем неплохо! Режиссер-постановщик «Тобола» Игорь Зайцев сказал: можно привезти сюда аппаратуру, реквизит, но нигде в другом месте мы не найдем таких людей, такого многообразия лиц и характеров.
Помню, в первый день съемки завершались поздним вечером. Для двух ночных сцен от силы требовались пять статистов для массовки. И что вы думаете? Все двадцать человек, которые были в то время на площадке и уже отработали с раннего утра до позднего вечера, сказали: «Мы готовы работать дальше!». Знаю, что люди даже берут отпуск или отпрашиваются на работе, чтобы помочь киногруппе. Такой подъем, такой энтузиазм добавляет энергетики сегодняшнему Тобольску.
— Вы впервые оказались в самом центре создания кино, погрузились в таинство создания фильма.
— Мне одному из первых дали посмотреть несколько отснятых сцен. Я был просто восхищен! Расскажу об одном эпизоде. У стен кремля проходят каторжане, гремя цепями, понурив головы. Изможденные, в истрепанной одежде. Вдруг один из них видит набатный угличский колокол, у которого вырван язык и отсечено ухо. Он сослан в Сибирь за то, что оповестил о смерти царевича Дмитрия и вызвал народные волнения. «Этот колокол — тоже каторжанин. Он такой же, как мы с вами, братья! Давайте поклонимся ему!» И все узники пали ниц. Когда видишь эти кадры, мурашки бегут по коже.
— Серьезный вклад в подготовку реквизита фильма внесли тюменские мастера — столяры, гончары. Почетный гражданин города Вадим Шитов и его сын Святослав, изготовившие игрушки. Судостроители, что строят дощаники, которые поплывут по Иртышу.
— Воссоздать обстановку древнего Тобольска, так, чтобы не было ни одной детали, которая была бы нехарактерна для того времени — огромная кропотливая работа, настоящее искусство. Для чего и трудились умельцы из Тюмени, Тобольска, Ишима, Ялуторовска. Работали с деревянными строениями, строго по чертежам, по рисункам петровской эпохи. Отдельная тема — создание домашней утвари. Таких мастеров, к сожалению, становится все меньше. Но все было изготовлено в срок. Мы все должны поблагодарить мастеров, которые принимали участие в создании реквизита и декораций. С одной стороны, это была очень профессиональная работа, с другой — глубоко патриотичная…
Отдельная история связана с костюмами для фильма. Основную их часть сшили по заказу тобольского музея-заповедника швеи «Мосфильма». Хотелось разместить часть заказа в Тюмени, но, к сожалению, специалистов, способных изготовить такую одежду, у нас не осталось. А ведь это не просто костюмы, а произведения искусства. Когда держишь такую одежду, видишь каждый стежок, что сделан вручную, то понимаешь, что все сделано с душой и великим терпением. Штучная и очень красивая работа. Хотя кино требует и экономии. Большое количество костюмов для массовки взяли в аренду из запасников того же «Мосфильма».
— Продюсер фильма Олег Урушев сказал мне, что единственная проблема на съемках — ранняя весна, нехватка снега.
— Что касается погоды, то в фильме будут сцены всех времен года. Поэтому когда формировался план съемок, рассчитывали захватить зиму. Потому и начали съемки с зимних сцен. Весна тоже привнесет свой колорит. Предполагается, что в кадре будет половодье, картинки высокой воды — по ней купцы завозят свои товары в Тобольск. Съемки продолжатся летом, нужно завершить их до конца августа, захватив осенний желтеющий лес.
Сейчас в сорока километрах от Тобольска снимаются батальные сцены с участием группы каскадеров из Казахстана. Это, безусловно, добавит фильму зрелищности. Могу открыть один секрет: состоится уникальная дуэль пушек! Их по чертежам Семена Ремезова отлили в Санкт-Петербурге. Самому Семену Ульяновичу не довелось увидеть пушки в металле. Можно сказать, что его мечта осуществилась теперь, благодаря фильму. Это не муляжи, а настоящие орудия. Потом они станут экспонатами музея-заповедника, любой сможет их потрогать, прикоснуться к истории. Добавлю, что для фильма были изготовлены и ружья с особым тобольским замком, считавшимся в те времена одним из самых надежных и удобных.
Eсли же вернуться к теме каскадеров, то стоит сказать, что группе Жайдарбека Кунгужиева, известной, в том числе, по работе в Голливуде, потребовалась помощь для скорого улаживания всех формальностей перед въездом из Казахстана в Россию. Они перевозили своих коней на специальном транспорте, плюс «холодное оружие», пусть и не настоящие сабли, а имитация. К нам эти знаменитые трюкачи приехали впервые, и, надеюсь, не в последний раз.
— Работа на этом проекте все время подпитывает вас новыми и чрезвычайно интересными историческими сведениями.
— Да, каждый день открываешь для себя что-то новое. Интересно погружаться в детали, видеть взаимоотношения людей той эпохи — понимаешь какие-то вещи, очень важные и для сегодняшнего дня. К примеру, сцена драки между пленными шведами и тоболяками у кремля, вроде бы, очень похожа на межнациональный конфликт. На самом деле все совершенно по-другому. Пьяный полковник Чередов в сердцах зарубит саблей собачку пленного шведа. И тут на базарной площади начинается всеобщая драка… Из таких бытовых недоразумений нередко получаются большие конфликты. Как же легко запустить этот опасный механизм и как трудно его потом остановить! Вот уж, действительно, чтобы беречь мир и согласие, надо учиться на ошибках наших предков.
— Александр Павлович, вы знаете сюжет, знаете, чем все закончится… Нет сожаления, что когда фильм выйдет, вам будет уже не так интересно, как остальным зрителям?
— Когда мы с режиссером Игорем Зайцевым в Москве, в его рабочем кабинете, говорили о подготовке к съемкам, он показывал эскизы. Сейчас, когда мне удалось посмотреть часть отснятого материала, скажу, что впечатления сильные. Уверен, что цельное впечатление от премьеры фильма «Тобол» будет еще сильнее, оно станет открытием и глубоким эстетическим наслаждением и для тех, кто читал роман, кто глубоко знает историю Сибири. И для тех, кто впервые к ней прикоснулся.
— Говорят, исторические ленты снимать все труднее — потому что старина уходит. А как было у нас?
— Тобольский кремль сегодня — это не только древние стены, но и современная брусчатка, гранитные плиты, наземные коммуникации. Поэтому, например, при съемке прибытия торгового обоза из Китая понадобится. своеобразная маскировка из песка и опила. На время демонтировали фонари, убрали прожекторы, которые в назначенный час вернутся на место. Золотые купола Софийского собора великолепно смотрятся под солнцем — но ведь в ХVIII веке они были черными! Вот тут придет на помощь компьютерная графика.
Снять исторический фильм, мне кажется, намного сложнее работы над современным сюжетом. Заглянуть в прошлое, увидеть его воочию, во всех, самых мельчайших подробностях. И сделать такое кино, которое не оставит равнодушными живущих в ХХI веке.
***
фото: Сцена из фильма на эскизе художника Сергея Алибекова;Народный артист России Дмитрий Назаров в роли Семена Ремезова.