Трудные деньги потребительского рынка
Проблемы и перспективы развития потребительского рынка Тюмени обсудили 28 марта на отраслевом совещании специалисты этой сферы вместе с представителями Роспотребнадзора, налоговых органов и других служб.
Падение спроса, обострение конкуренции, изменения в законодательстве добавляют предпринимателям проблем. Но те, кто в трудностях находит новые возможности, в итоге побеждают.
И таких примеров на тюменском рынке немало, говорят эксперты. В результате объединения усилий производителей и торговых предприятий появляются успешные сети магазинов у дома. Дают результаты поиски новых подходов в обслуживании клиентов, предложение дополнительных сервисов. Кто не готов приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, пытаясь заработать неэффективными устаревшими методами, вынужден уйти с рынка.
— Деньги стали даваться труднее, — рассказывает директор городского департамента потребительского рынка Eлена Eремина. — Потребители ведут себя по-другому. Сумма среднего чека сократилась. Предпринимателям надо больше думать и быстрее меняться.
Многие к этому готовы. В 2016 году в Тюмени открылось 132 новых торговых объекта общей площадью 122 тысячи квадратных метров. Они представляют собой сеть магазинов либо фирменные торговые точки от производителя. Но не все хотят объединяться, чтобы достойно противостоять экспансии крупных торговых сетей.
По словам Eреминой, маленькие магазины медленно и неохотно переходят на продукцию небольших местных производителей, по-прежнему делая ставку на товары известных брендов, которые уже представлены у сетевых ритейлеров. А проект создания логистического центра для магазинов формата «У дома» не получил поддержки.
— Департамент потребительского рынка предлагал представителям магазинов и производителей собраться и обсудить эту тему, — говорит директор департамента. — Но встреча не состоялась. Очевидны инертность и надежда на то, что наверху все решат и сделают без вас. Такое ощущение, что главное — вовремя крикнуть: «Как тяжело жить малому бизнесу в торговле! А как решать наши проблемы, пусть думают чиновники».
Хотя проблемы создают и сами предприятия. Например, в последнее время растет число заведений общепита формата «магазин-бар». Располагаются они в основном в жилых домах. Шум и громкая музыка по ночам, мусор на прилегающей территории, жалобы жильцов. Хотя есть возможность организовать бизнес легально и цивилизованно. Но нет желания.
Большие перспективы открывает перед малым бизнесом ориентация на обслуживание иностранных туристов, считает директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Андрей Пантелеев. Многие недооценивают это направление, между тем, Тюмень ежегодно посещают около 50 тысяч иностранцев, всего через город проезжает около двух миллионов туристов.
Чтобы показать, как можно заработать на туристах, он привел пример баварской деревушки Рупольдинг. В ней расположен популярный центр биатлона, где регулярно проходят чемпионаты и этапы Кубка мира по этому виду спорта. За неделю соревнований коммуна с населением в 6200 человек зарабатывает 17 миллионов евро на болельщиках и живет на эти деньги весь год.
— Нам надо начать хотя бы с вывесок и меню на иностранном языке, с персонала, способного поддержать простой диалог на английском, и так далее, — говорит Пантелеев.
Среди прочих вопросов потребительского рынка участники встречи обсудили требования к реализации алкогольной продукции, порядок размещения наружной рекламы, требования пищевой безопасности. Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Артем Никоза призвал предпринимателей при возникновении споров с клиентами занимать более конструктивную позицию, чтобы не доводить дело до жалоб и судебных разбирательств. Полпред Российского авторского общества на Урале Алексей Звонарев посоветовал предприятиям общепита неукоснительно соблюдать условия договоров о соблюдении авторских прав при исполнении музыкальных произведений. И вовремя уведомлять общество о закрытии, чтобы не платить лишних денег.
Собравшиеся констатируют: несмотря на разногласия по частным вопросам, бизнес и власть могут работать в режиме конструктивного диалога и решать проблемы сообща.