Как улицу назовем, так и жить станем
Некоторые размышления по поводу заседания комиссии по топонимике.
На самом деле комиссия при департаменте земельных отношений и градостроительства правильно называется иначе — что-то там по присвоению, изменению, аннулированию и так далее. Точно, но скучно. Мне больше нравится прежнее название — коротко и хлестко. То-по-ни-ми-ка! Тем более что рубятся на заседаниях темпераментно. До драки, извините, не доходит. Все-таки люди взрослые, есть и профессора, доктора наук! Но яд, пролитый в дискуссиях, можно собирать полными ведрами. Не раз и не два так ни о чем договориться не могут, не достигают консенсуса. Понятно, что приговорено комиссией, с тем и жить придется.
Не могу не вспомнить давнюю уже историю, когда и самой комиссии по топонимике в городе не было, а именовала и переименовывала городские улицы местная власть. Одну из старейших городских улиц — Ямскую по случаю и в связи с юбилеем одарили новым названием. В честь 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии.
Дивизия формировалась из тюменцев, славно воевала, громила врага почти на самом северном участке советско-германского фронта. Правда, об удобствах пишущих пятиэтажное название улицы думали явно в последнюю очередь. Как и о том, что и слово «Ямская» тоже крепко вписано в историю Тюмени. Словом, без особого шума воротили прежнее имечко.
Город разрастается. Хоть и предупреждал классик, что «бедна у мира слова мастерская», но этому классику ведь не приходилось, как нам в запрошлом году, залпом переименовывать многие десятки улиц в бывших деревнях, ставших городскими микрорайонами. Тогда, если помните, обнаружились десятки улиц Школьных, Гагарина, Мира. А уж Строителей и вовсе без числа.
Пришлось взять на учет сибирскую флору: Сосновые-Тополевые-Черемуховые-Сиреневые. За ней в ход пошли недра: Гранитные-Алмазные-Изумрудные-Топазовые. И оттенки человеческих настроений: Веселые-Счастливые-Мечтательные и улицы Надежд.
Науку отечественную мы уважаем. Строятся в шеренги к ряду ряд улицы Дмитрия Менделеева, Николая Семенова (нобелевского лауреата), Николая Ростовцева (геолога, лауреата Ленинской премии), улицы Муравленко, Эрвье, Быстрицкого и этот список еще не исчерпан. И не все имена Героев Советского Союза перекочевали со страниц энциклопедий на уличные таблички.
Иными словами, наше прошлое безгранично. Сколь в нем славных имен, достойных знания и памяти.
На недавнем заседании комиссии по топонимике шла речь об увековечивании подвига земляков, защищавших Сталинград. Тем более что приближается 75-летие событий: 17 июля 1942 года — начало битвы; 3 февраля 1943 года — ее героическое завершение.
И опять без дискуссии не обошлось. Предложение — назвать улицу в честь Героев Сталинграда — вызвало некоторые возражения у наших краеведов. Так получилось, говорил Александр Петрушин, что большинство наших земляков самого города почти и не видели. Они встретили врага на дальних подступах, да там и полегли. В частности, почти вся 229-я стрелковая дивизия, сформированная в Ишиме. «Не будет ли более точно и правильно назвать улицу в честь героев Сталинградской битвы?» — спрашивал Александр Антонович. И предложение было поддержано.
И еще одной мыслью хотелось бы поделиться. Нередко инициаторы наименования новых улиц подчеркивают заслуги того или иного земляка и настаивают, что он, как бы это поделикатнее сказать, «заслуживает большой улицы, а не какого-нибудь переулка.» Заслуживает, безусловно. Но как ни быстро растет Тюмень, но больших улиц в ней ограниченное число. А вот «отрезков дорожной сети» — так сколько угодно. И разве только длиной такого отрезка измеряется наша благодарная память?
Отчего бы не вспомнить слова главного героя фильма «Доживем до понедельника», который сказал с прискорбием, что от большинства живущих на земле остается. только тире между двумя датами». Не создавать же нам табель о рангах — сколько уличных кварталов и за какие заслуги называть в честь достойных памяти земляков.