X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Столярное дело — и проза, и поэзия, и сказка

В столярной мастерской школы N 2 ученики выпиливают разделочные доски, сколачивают скворечники и скамейки — как на обычном уроке труда. Но еще они вырезают из дерева удивительные по тонкости композиции.

Алексей Бабанин, заслуженный учитель РФ, ведет технологию в школе уже более сорока лет. Он легко может сравнить, какими на первые уроки приходили к нему мальчики в 70-х, 80-х, 90-х, сейчас. Были ли они тогда такими же неумехами, или к 12-13 годам уже могли держать в руках молоток, отвертку, знали, что такое коловорот. Но Алексей Александрович таких сравнений не делает. Ведь занимается он с ребятами, которых управляться с молотком сможет научить не каждый отец. Да и не всем ученикам повезло жить в полной семье, у некоторых — только мама.

В коррекционной школе N 2 учатся дети, которым в общеобразовательной школе было бы тяжело успевать за программой. Учителя здесь должны корректировать особенности детского развития, используя как образовательные технологии, так и методы трудового воспитания. Скидку на ограниченные возможности здоровья детей делают, но планку стараются не занижать: чтобы дать детям такое начальное профессиональное образование, которое в будущем позволит им стать востребованными в рабочих профессиях.

Алексей Бабанин помнит, какой школа была до и после масштабного капитального ремонта в 1969 году. В старом здании расширили учебные помещения, благоустроили, убрали хозпостройки, которые занимали значительную часть территории. Светлее и просторнее стала столярная мастерская, хотя оборудование осталось прежним. Новые деревообрабатывающие станки в мастерской появились только пару лет назад.

— Самый сложный у меня — пятый класс, — рассказывает Алексей Александрович. — Мальчишки приходят совсем неумехами. Дома же перестали мастерить. Зачем, если все есть в магазинах? Было время, когда и производственное обучение в школах заменяли информатикой. Так и пришли к дефициту кадров в рабочих профессиях. Хорошо, что теперь к этим специальностям другое отношение. Столяры, плотники, слесари — снова в почете. Наших выпускников с удовольствием принимают в лесотехнический техникум, техникум строительной индустрии и городского хозяйства, колледж водного транспорта. И ребята говорят, что им там учиться легко. Они умеют и знают даже больше, чем другие.

Уроки столярного дела Алексей Александрович дает не только в рамках школьной программы. Образовательный минимум — забить гвоздь, просверлить отверстие, отмерить, отпилить, зашкурить доску, сколотить простейшие изделия — за пять лет его ученики осваивают успешно. Но он на этом не останавливается. Ведет еще и кружок по столярному делу. Нет отбоя от желающих заниматься! Мальчишки забегают на переменах, приходят после уроков. Некоторые часами могут просиживать в мастерской.

Eсли учитель замечает в ком-то из учеников особые способности — дает задания посложнее. Например, с семиклассником Даном Коврига они в этом году сделали работу под названием «Хозяева гор», а с восьмиклассником Алексеем Шмотиным — интересный проект на тему похода Eрмака в Сибирь. Масштаб задуманного, сложность композиции, качество обработки деталей высоко оценило жюри городского и регионального этапа олимпиады для детей-инвалидов. — Мы так обрадовались, когда узнали, что наш проект дважды стал лучшим, — говорит Алексей Шмотин. — Было очень интересно над ним работать. Я многому научился — и в столярном деле, и по истории. Теперь знаю, кто такой Eрмак, он стал для меня почти родным.

Катя Христозова

— Такое счастье понимать, что работаешь не зря, — говорит Алексей Бабанин. — Я долго храню в мастерской работы победителей конкурсов. Показываю их тем, кто начинает учиться столярному делу. Ведь те мальчишки тоже вначале ничего не умели, но научились и создали, считаю, настоящие шедевры. Судьбы у наших выпускников складываются по-разному. Кто-то становится мастером цеха, кто-то даже директором фирмы, а кто-то — хорошим сборщиком мебели или водителем. Профессии могут быть разными, главное, чтобы мальчишки верили в себя, знали, что трудности преодолимы.

***
фото: Урок ведет Алексей Бабанин ;Новенькие разделочные доски Катя Христозова;Алексей Шмотин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта