X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

О попытках стать водителями

По наблюдениям тюменских инспекторов ГИБДД, которые принимают экзамены у курсантов автошкол, с первого раза сейчас с теорией и практикой справляется только один из десяти кандидатов в водители.

Это, так сказать, средняя температура по городу. Eсли забраться в статистику глубже, становится понятно, что картину портят отдельно взятые автошколы, чьи ученики с незавидным постоянством выдают на экзаменах в ГАИ нулевые результаты. Будь то первый их раз, второй, третий… Или даже седьмой. Да, есть и такие «вечные курсанты».

Водителем быть не научили

В конце прошлой недели сотрудники УГИБДД по Тюменской области пригласили на встречу (ее провели при поддержке регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов) кандидатов в водители, которые, что называется, зависли между небом и землей. Курс обучения в автошколах прошли, получили соответствующее свидетельство, а вот права — нет, потому что срезались на решающем экзамене.

Основная цель встречи, по словам начальника отделения пропаганды Анжелы Борисовой, — из первых уст узнать о причинах, по которым курсанты пасуют перед инспекторами-экзаменаторами. — Ну и, конечно, мы предоставили гражданам дополнительную возможность еще раз попробовать сдать практический экзамен, — говорит Анжела Ивановна. — С теорией, как правило, проблем не возникает — у курсантов достаточно времени, чтобы ее освоить. А вот практических навыков им не хватает.

На пересдачу пришли 68 человек, которых попросили заполнить анкеты. Сейчас их анализируют специалисты межрайонного отдела регистрационно-экзаменационной работы и технадзора ГИБДД, однако предварительные выводы уже сделаны. Большинство неудачно сдавших экзамен сетуют на то, что инструкторы автошкол занимались с ними на автодроме спустя рукава, а в город и вовсе практически не вывозили. Да и вообще, из 56 положенных часов практических занятий «откатали» в лучшем случае сорок. И то не обычных часов, а академических — по сорок пять минут.

Катя Христозова

История, говорит заместитель начальника отдела Eвгений Кишко, не новая. Курсанты не первый год пеняют на недобросовестные автошколы, которые не выполняют обязательств, заявленных в договоре.

— Случается, что просишь курсанта во время экзамена в городе совершить разворот на перекрестке, а он не может сделать даже этого, потому что в автошколе его не научили, — говорит Eвгений Кишко. — Некоторые инструкторы сводят практические занятия в городе исключительно к езде по прямой.

Бумажные водители

Примечательно, что подобные ухищрения автошкол — ни для кого не секрет. Более того, можно заранее предсказать, кому уготована участь «вечных курсантов». Людям, которые соблазнились низкой ценой за курс обучения.

По примерным подсчетам тех, кто не первый год и добросовестно работает в сфере подготовки водителей, два с половиной месяца обучения на категорию «В» (сюда же входят и пресловутые 56 часов практики) стоят 27-30 тысяч рублей. Это, понятное дело, с учетом некоторой прибыли тому, кто оказывает услугу. Деятельность-то коммерческая.

Но правила извлечения прибыли на этом рынке сегодня диктуют автошколы, которые занимаются беззастенчивым демпингом. Eвгений Кишко рассказал о случае, когда некая «дешевая» автошкола открылась буквально в нескольких метрах от другой, давно сделавшей себе в городе имя, и переманивала клиентов заманчивыми скидками. Цену сбивают до 14-16 тысяч рублей. В чем выгода? Собирая деньги с клиентов, такие школы экономят на практике. Потенциальных курсантов никто не предупреждает, что за практическое вождение придется доплачивать дополнительно. В принципе, конечно, можно и не доплачивать — и, соответственно, не накатывать необходимое количество часов. Главное, расписаться в договоре, что фирма свои обязательства выполнила. Расписываются все клиенты, одурманенные низкой ценой за призрачное обучение. А потом не знают, на каком основании предъявлять претензии. Ведь по бумагам услуга им оказана в полном объеме.

Не надо молчать

С бумагами у таких автошкол, кажется, вообще проблем нет. Все они входят в список лицензированных, а значит, прошедших соответствующую проверку материально-технической базы и программ, по которым проводят обучение. А вот сам процесс обучения остается, судя по складывающейся ситуации, бесконтрольным.

Курсанты, недополучив знаний, конечно, сетуют. Но дальше пустых стенаний дело не идет. Никаких громких, а тем более массовых (хотя речь уже можно вести о массовых нарушениях — с таким-то низким процентом сдачи экзамена!) жалоб на качество обучения в отдельно взятых автошколах в контролирующие инстанции не поступает.

Автошколы, которые дают качественное образование, но теряют клиентов из-за демпинга конкурентов, боятся лишний раз поднимать эту тему публично, потому что их же потом и обвинят в корыстном интересе и оговоре.

Ситуацию решили переломить инспекторы ГИБДД. В каждом не сдавшем экзамен курсанте они видят не просто человека, которому не повезло. А потенциального водителя, который, если наконец и получит когда-нибудь заветные права, то может стать реальной угрозой для других участников дорожного движения.

— Eсли человек не сдал экзамен с первого раза — это еще не показатель его неспособности водить автомобиль, — считает Eвгений Кишко. — Элементарно может сказаться волнение. Однако если у него не получается сделать это со второго и третьего раза, то, конечно, появляется вопрос о качестве его обучения.

На примере 68 человек, что в конце прошлой недели пришли к инспекторам на пересдачу, уже составлен черный список автошкол, на которые стоит обратить пристальное внимание. Из 33-х человек, которые сдавали практическое вождение на автодроме, зачет получили шесть человек. Из 35-и, выехавших в город, — четыре.

Сотрудники ГИБДД намерены передать всю полученную от курсантов информацию — о месте их обучения и о качестве этого обучения — в управление надзора и контроля в сфере образования областного департамента образования и науки.

Начальник управления Ирина Лысакова, в свою очередь, сообщает, что их учреждение готово рассмотреть все жалобы курсантов, которые недовольны качеством оказанной им в автошколе услуги. Именно заявление потребителя по закону является основанием для внеплановой проверки.

***
фото: В учебном классе автошколы ;Кандидаты в водители, которые пришли на пересдачу.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта