X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

До великого один шаг

Великая китайская стена в жизни выглядит иначе, чем в кино.

В город Цзяюйгуань мы прибыли ночью. В Цзяюйгуане мы собирались посмотреть заставу Цзяюй, давшую имя городу. Цзяюйгуань в переводе как раз и означает: застава Цзяюй. Специально сто раз повторяю. А иначе как запомнить эти китайские названия.

Здесь есть ледник и самый большой в Китае парк павлинов, но мы приехали не за этим: хотим потрогать Великую китайскую стену, ведь в Цзяюйгуане, как мы точно знаем, сохранились участки стены в ее натуральном, не реконструированном, виде. Это самые поздние участки, построенные в XIV-XVI веках.

Немного смущает этот временной разброс в два века. Застава построена в 1368 году, а стена по обе стороны от нее — в течение двухсот лет после. Это не кажется странным, когда узнаешь, что в 1368 году только начато строительство заставы. Затем в течение 168 лет ее достраивали и перестраивали.

Конечно, развалины стены в Китае есть во многих местах. Но они не везде доступны. Мы выбрали Цзяюйгуань, потому что он оказался по пути. Ну и из-за крепости.

Она возведена в стратегически правильном месте — в узком проходе шириной в 30 ли (15 километров) между горной грядой Цилянь и Черной горой (так называемый коридор Хэси). Дальше — ничего, дикие места. Запад.

Говорят, заставу Цзяюй сделали такой мощной из-за Тамерлана. Тот собирался захватить Китай, но умер по дороге и на крепость не напал. И никто не напал, так что сохранилось древнее сооружение очень хорошо. На фоне живописных заснеженных вершин Циляньшаня крепость смотрится прекрасно! Могла бы сниматься в кино. Но нет, кто же ей разрешит. В какой-нибудь исторической мелодраме — может быть, но в масштабной постановке типа фильма Чжана Имоу — ни за что. Сам режиссер фильма «Великая стена» это подтвердил в интервью — что декорации для фильма были построены специально. Он так и сказал: кто же нас пустит на объект национального достояния?

Застава Цзяюй как раз и является таким объектом. Самый западный проход в Великой стене. Самая хорошо сохранившаяся застава на Великом шелковом пути. В рейтинге достопримечательностей присвоена высшая категория — ААААА.

Небо ясное, но холодно — жуть. Мы были уверены, что других идиотов бегать в такой мороз по крепости не найдется, однако кроме нас там было еще несколько посетителей, не больше десятка. Крепость устроена с размахом, есть ров, двойная стена и всякие военные хитрости типа тупиков и обманок. Чтобы туристам было интереснее, внутреннее пространство крепости уставлено пушками, юртами и восковыми фигурами военачальников эпохи Мин. Можно осмотреть внутренние помещения и — попробовать себя в стрельбе из лука.

На подступах к крепости — памятник: некий военачальник на коне. На маленьком постаменте иероглифы, понимай как знаешь. Мы для себя решили, что это Тамерлан. В пользу этой версии говорят и размеры постамента. Ведь китайцам не за что возвеличивать Тамерлана. Ну и, в принципе, похож. Воин на коне призывно машет левой рукой в сторону холма, на котором стоит крепость. Мол, вперед, все на штурм! Ну или нет. Но мне кажется, что да.

Eсть у меня еще одна версия — что это генерал Фэн Шэн, под чьим руководством велось строительство крепости. Или что это непобедимый Гуан Юй — полководец царства Шу. Но тот вроде должен быть совсем ветхозаветным. Кто же это? Я запустила поиск по картинке, пытаясь найти соответствия. И что мне ответил гугл? «Скорее всего, это статуя», — и выдал мне сто тысяч миллионов других статуй. В общем, пора учить китайский.

Что мешает представить себя защитником крепости — это индустриальный пейзаж. Даже слишком индустриальный. Воображение отказывается рисовать орды кочевников или караваны верблюдов, когда кругом торчат трубы заводов, из них идет сизый дым, скапливаясь у горизонта в серую массу. Цзяюйгуань, где находится крупнейшая на северо-западе Китая металлургическая компания, называют «Стальным городом Гоби». В отличие от крепости, давшей ему название, сам город молодой — он основан в 1965 году.

Обежав крепость по периметру, наконец, обнаруживаем то, за чем приехали — стену. Здесь она такая. маленькая, что даже рука не поднимается написать ее с большой буквы. Серой змейкой она отходит от крепости и теряется вдали. Видно, что в нескольких местах она разрушена, и сквозь нее проходят автомобильные дороги, а вот на наших глазах через стену промчался железнодорожный состав.

В Цзяюйгуане есть обширный реконструированный участок — так называемая нависающая стена, проходящая по гребню горной гряды. Но мы уже решили, что нам надо увидеть стену настоящую, что бы от нее ни осталось. И желательно посреди пустыни. У нас еще есть фотка (скриншот) каких-то развалин, мы показываем их таксисту, и он (вот радость!) кивает и везет нас в нужное место.

Мы на краю пустыни Гоби, почва здесь желто-серая. И точно такого же цвета Великая китайская стена.

И она не каменная. Здесь, в северо-западных районах Китая, не было столько камня. Для заставы Цзяюй камень везли откуда-то издалека (существует даже легенда, что главный архитектор перед началом строительства указал точное количество требуемых кирпичей, чем вызвал недоумение начальника. Архитектор пожал плечами и согласился добавить к этому числу еще один кирпич. И в итоге один кирпич оказался лишним. Якобы он сейчас лежит над главными воротами крепости, но мы его не видели. Вообще-то забыли посмотреть).

Это я как пример, что строительный камень в здешних местах на дороге не валяется. Поэтому стена здесь просто утрамбованная земляная насыпь.

А может, и правы те ученые, кто считает, что с течением времени стена утрачивала свое фортификационное назначение и служила в большей мере защитой от пустыни?

Территория, где мы находимся, является частью Цзяюйгуаньского музейного комплекса. Электрический минибас высаживает нас у входа в подземную галерею, где собраны какие-то артефакты эпохи Мин. Там темно и никого нет, зато в конце коридора мы видим приоткрытую дверь, откуда льется солнечный свет. Выскакиваем — и замираем. Мы стоим на стеклянном балконе над обрывом, а внизу замерзшая река Таолай, по которой проходила западная граница Китая. В отдалении видим веревочный мост, по обе стороны от него какие-то круглые земляные постройки типа юрт. Как будто мы не пробежали через музей, а провалились сквозь время и оказались в эпоху династии Мин.

Муж показывает на юрты и говорит: «Побежали посмотрим, что это».

Оказалось — военный лагерь. Конечно, не настоящий — реконструкция: казармы учебного центра пограничных войск эпохи Мин. На другом берегу реки — караван-сарай («Таолай олд инн», так обозначен он на схеме). Мы дошли только до середины мостика (он длинный!), страшно покачались на нем, забоялись и назад. И опять вокруг ни души, только пояснительные таблички типа «эта телега использовалась для подвоза воды».

А еще говорят, что Цзяюйгуань в год посещают два миллиона туристов. Где они все?! Выходя из музея, я остановилась у стойки с информационными брошюрами, силясь найти что-нибудь на понятном мне языке. Нашла знакомые буквы, и тут в помещении погас свет (видимо, там энергосберегающий датчик стоит). Я схватила буклет и бежать. Оказалось, только название написано по-английски. Дети меня обсмеяли, что я, воспользовавшись темнотой, свистнула в музее бесплатный буклет на китайском.

Оказалось, те развалины, что мы показывали таксисту — это сигнальная башня XIV века. Она считается «первой в Поднебесной». Eю заканчивается Великая китайская стена. Хотя, если с другой стороны посмотреть, ею она начинается. Первоначально башня была 14метровой во всех измерениях — в длину, ширину и высоту, — и считалась абсолютно неприступной; с нее прекрасно просматривалась вся 15-километровая долина реки Таолай. При обнаружении врага на горизонте дежурный на башне должен был подать специальный дымовой сигнал (или зажечь огонь, если дело было ночью). К примеру, однократный сигнал, сопровождаемый выстрелом, говорил о приближении неприятеля численностью до ста человек. Всего таких башен на стене было 39. И, конечно, находились они на значительном удалении друг от друга, а не как в фильме, где в одном кадре уместилось сразу несколько сигнальных башен.

Сейчас от сигнальной башни (в туристических буклетах она называется First Pier) осталось метров шесть в длину, она обнесена заборчиком, вплотную не подойдешь. Тот участок стены, к которому можно прислониться, пристроен к ней позднее, в шестнадцатом веке.

Я прислонилась. И поколупала стену пальцем. Ведь я живу в городе, в котором практически нет зданий старше двухсот лет.

Продолжение следует.

***
фото: Все, что осталось от первой сигнальной башни;Крепость находится в пяти километрах от города, а город варит сталь;Восковые фигуры военачальников;Памятник неизвестному герою;11-метровые стены венчают башни в традиционном китайском стиле;Военный лагерь и караван-сарай на другом берегу реки Таолай соединяет подвесной мост;Слева настоящая стена, справа — восстановленная;Здесь через стену проложена железная дорога.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта