Органисту все жанры хороши
Орган давно перестал ассоциироваться только с церковной музыкой. Но Марии Блажевич этого мало. Органистка уверена: у этого инструмента нет и не может быть никаких ограничений в репертуаре.
В воскресенье Мария выступила дважды: днем играла музыку Чайковского к балету «Щелкунчик», а вечером — популярные мелодии, так или иначе связанные с творчеством оркестра Поля Мориа.
Этот концерт в филармонии давали дважды — 18 и 19 февраля. Билеты разошлись быстро: многим хотелось услышать, как зазвучит, к примеру, «Вальс» Александра Цфасмана, если его исполнить на органе. Свободных мест в зале не было.
Впрочем, ничего удивительного: в нашем городе концерты Марии Блажевич всегда встречают отклик у публики и собирают полные залы. Сейчас органистка работает в штате Томской филармонии, но родилась и училась она в Тюмени, работала в ансамбле «Камерата Сибири». Да и теперь о родном городе не забывает. Для нашей филармонии готовит три абонемента: «Орган плюс», «Истории, рассказанные органом» и «Орган для всех, для каждого, для вас».
После концерта «По следам оркестра Поля Мориа» Мария рассказала, какие концерты даст во второй половине музыкального сезона 2016-2017 и поделилась планами на будущее.
— Музыканты влюбляются в тот или иной инструмент по какой-то причине. Юрий Башмет говорил, что альт — это мистический инструмент, с ним справится не каждый, он для аристократов. Почему вы выбрали орган?
— Не могу сказать, что я только органистка, поскольку занимаюсь в равной степени тремя инструментами: фортепиано, органом и клавесином. Орган, как мы привыкли, больше связан с духовным началом человека. Он воспринимается как церковный инструмент.
С другой стороны, оказалось, что на органе замечательно звучит и киномузыка, и музыка из передач, и даже рок! Кстати, в следующем сезоне состоится концерт «Бах & рок». Я буду играть фантазии на тему известных рок-хитов.
— Вы всегда стараетесь искать нестандартные звучания, темы, жанры?
— Больше всего на свете я люблю музыку Иоганна Себастьяна Баха, основную часть своих клавирных сочинений он писал для органа. Для меня большое счастье, что я играю на том инструменте, для которого сочинял композитор.
Но я не разделяю классическую и эстрадную музыку. Некоторые не соглашаются, считая, что нельзя играть на органе даже Цфасмана. А я думаю, что в каждом жанре есть хорошая и плохая музыка. Я играю то, что нравится мне. Концерты с такой программой, как «По следам оркестра Поля Мориа» с удовольствием берут филармонии разных городов. Люди хотят услышать, как звучит эта музыка, если исполнить ее на органе.
— Что еще ждет нас во второй половине музыкального сезона?
— Остались замечательные концерты! 22 февраля вы услышите сочетание органа и ударных. В филармонии есть замечательные ударники — дуэт «Мока», Александра и Михаил Топалиди. Они жена и муж. У нашего органа, если честно, небольшие возможности, но в дуэте с ударными музыка обретает новые краски.
В начале апреля будет концерт «Вивальди против Пьяццоллы». У обоих композиторов есть цикл «Времена года», мы узнаем, кто победи т в этом баттле. Также ожидается концерт «Орган танцует» в ритме румбы, танго, вальса.
Eще есть семейный абонемент «Истории, рассказанные органом». Последний в этом цикле -«Король Артур против Алладина» состоится 9 апреля.
Из абонемента «Орган плюс» ожидается концерт со струнными инструментами 11 апреля. Мы исполним оригинальные сочинения для скрипки, виолончели и органа. Прозвучит очень красивая музыка современника Чайковского — Йозефа Рейнбергера. Мне кажется, сочетание струнных и органа — это то, что люди любят. Eще в этом году будет концерт орган плюс труба.
— Что-нибудь изменится в следующем сезоне?
— Добавим сочетание орган плюс гитара. Соло на гитаре исполнит Иван Беседа.
Я хочу назвать абонемент «Орган & Голливуд». Каждый концерт будет связан с определенным фильмом. Например, «Пираты органного моря» — это орган и ударные. Прозвучит музыка из фильма, который все мы любим, «Пираты Карибского моря» и другие сочинения, посвященные водной стихии. Программу концерта орган плюс валторна я решила соединить с фильмом «Властелин колец», поскольку инструмент имеет форму кольца.
— Концертов много! Но вы живете в Томске, верно?
— Я живу и в Томске, и здесь. Работаю в штате Томской филармонии, поскольку там хороший большой орган, на котором можно играть с легкой душой. Но я все-таки жду, что у нас в Тюмени, таком богатом городе с одной из лучших филармоний страны, появится достойный орган.
— Eсли бы он был, вы бы работали здесь?
— Я бы, конечно, здесь осталась! Но хочется играть на инструменте, который позволяет исполнять и симфоническую музыку, и крупные органные произведения. В нашей филармонии мы стараемся выжать из инструмента все, что можно. Активно приглашаем ансамбли, чтобы полтора-два часа гости не слушали один только орган. Это тяжело. Не буду скрывать, наш орган хорошего качества, но он очень маленький, это не концертный инструмент. Хороший стоит несколько миллионов евро.
— Когда вы приезжаете в Тюмень, куда первым делом отправляетесь? Какое у вас любимое место?
— Конечно, самое красивое место — это горка возле архитектурно-строительной академии!
— Успеваете прогуляться или нет времени отдохнуть? Какой у музыкантов график?
— Очень тяжелый!
— Когда вы отдыхаете?
— Вообще не отдыхаем! Сейчас до часа ночи сижу в филармонии, а к восьми утра нужно снова приходить. Домой захожу только чтобы поспать несколько часов и завести будильник. Это очень плохо, но пока… так.
— А нам, слушателям, хочется думать, что музыка — это исключительно творчество…
— Часто люди спрашивают, какая у меня профессия. Я говорю: «Музыкант!» Они отвечают: «Мы понимаем, это же хобби, а чем вы занимаетесь?» Творческий путь — он извилистый. Нужно знать, что ты лучший, но понимать, что делаешь не так. Жизнь — это вечный поиск гармонии, и я стараюсь к ней приблизиться.
***
фото: Бах и Мария Блажевич.