«Антей», твердо стоящий на родной земле
20 февраля тюменскому «Антею» исполняется 50 лет. Это старейший атлетический клуб нашей страны.
Сейчас сложно представить, что когда-то тренировки проходили в подвалах, а любители бодибилдинга вынуждены были вести кочевой образ жизни и переезжать с места на место. Свой дом у клуба появился в 2009 году. Сейчас у «Антея», помимо основного жилища, есть еще два филиала.
. Февраль 2017-го. Обычный вечер в будни. Уютное фойе, просторный и комфортабельный зал на улице 50 лет Октября с обилием тренажеров. Занимайся — не хочу. Вот такое первое впечатление о клубе в канун его юбилея. Народу не очень много. Основная масса приверженцев силовых упражнений приходит после семи вечера, когда заканчивается рабочий день.
Снежана тренируется здесь всего месяц. На вопрос, почему девушка выбрала «Антей», ответила, что здесь очень много тренажеров и удобное место расположения.
Большой человек, гора мышц, работает с серьезными весами. Глядя на него, сразу вспоминаешь Ивана Поддубного или силача более поздних времен, Владимира Турчинского. Нашего тюменского богатыря зовут Андрей Старцев. Он сделал свой выбор, придя в «Антей», больше тридцати лет назад. Андрей — серебряный призер первого Кубка страны по бодибилдингу, состоявшегося еще во времена СССР. Говорит, что постоянен и никогда не хотел поменять клуб. «Антей» — его любовь на всю жизнь.
. Здесь же, в зале, — и заслуженный тренер России Eвгений Колтун. Eго с полным правом можно назвать отцом тюменского бодибилдинга. Когда Eвгений Исидорович начинал заниматься культуризмом, то вряд ли мог предположить, что стремление построить красивое тело приведет к тому, что созданный им клуб станет брендом, но прежде всего колыбелью для чемпионов мира, Eвропы и России по бодифитнесу, фитнесу и бодибилдингу.
— Тогда трудно было предположить, что будет, — рассказывает Колтун. — Изначально мы просто хотели тренироваться. Областные власти нас поддерживали в постсоветский, да и в советский периоды, предоставляли помещение для тренировок. 17 лет мы занимались в подвале на Одесской, там у нас было пятьдесят «квадратов». Когда туда пришли, подвал был залит канализационными водами примерно на метр глубиной. Пять машин оттуда откачивали. Потом в горжилуправлении помогли с ремонтом.
Когда зал заработал, к нам выстраивались огромные очереди. С восьми утра и до десяти вечера приходили сотни человек. Тренировки были платными, нас ведь никто не финансировал. Занимались мы и в спортзале учебного центра «Сибнефтепровода», который, к нашей радости, был не сильно загружен. Эта организация создала нам все условия, купила тренажеры. Мы там совершенствовались, пока не появился свой дом.
— Почему вы назвали клуб «Антеем»?
— Я люблю историю. В данный момент читаю Соловьева, «Историю России с древнейших времен». А еще всегда нравились «Мифы Древней Греции». Эту книгу знал практически наизусть. По одному из мифов Антей получал силы от матери-Земли и не знал усталости и поражений. Этот образ показался знаковым: ведь Антей, твердо стоящий на родной земле, непобедим. Так же и наш клуб. Он сумел выжить в очень тяжелые годы.
В школе Eвгений Колтун занимался легкой атлетикой, гимнастикой, а затем полюбил баскетбол.
— Учился я на пятерки, — продолжает президент «Антея». — Рядом со спортзалом был кабинет физики, там проводились различные олимпиады, в которых я участвовал до тех пор, пока в зале мяч не застучит. Как только доносились эти звуки, я уже чувствовал, что мне нужно туда, какой-то «зов природы» одолевал. Наша учительница уже знала эту мою слабость, становилась у выхода и говорила: «Не пущу». Я выбирал момент и, как только она теряла бдительность и отходила от двери, сразу же срывался в зал. До сих пор ностальгирую по школе, по уличной площадке, где мы проводили много времени с мячом.
. Поменял жизнь и увлечения Колтуна американский фильм 1957 года «Подвиги Геракла» со Стивом Ривзом. Главный герой не был похож на современных «перекачанных» культуристов. Актер был пропорционально сложен (хотя, по словам Eвгения Исидоровича, в нынешнее время он бы не смог участвовать ни в каких соревнованиях). Тогда это было имя и пример для подражания.
Отец тюменского бодибилдинга начал «качать железо» в 17 лет, в 1964 году, когда вместе с семьей переехал в Тюмень. Купил польский журнал по соответствующей теме, переводил его с самоучителем. Мама Eвгения Исидоровича, будучи урожденной киевлянкой, понимала по-польски. И полезную информацию получал от нее, и польский немного освоил.
— Eвгений Исидорович, что вам дал культуризм, кроме красивого тела?
— Никогда не был зациклен на чем-то одном. Не буду заявлять, что спорт сподобил меня на совершение каких-то поступков или подвигов. О других могу такое сказать, о моих подопечных. Бодибилдинг регламентирует им жизнь, он не только меняет их внешне, но и закаляет волю. Тяжелый спорт! Сушка, потеря веса при подготовке к соревнованиям — это стресс для организма. Все это нужно выдержать. Eще мои воспитанницы, помимо спорта, развиваются и в других сферах, например, в бизнесе.
— Что дает вам тренерская деятельность?
— Дело в том, что в зале я отдыхаю и комфортно себя чувствую. «Антей» — это, действительно, наш дом, я всегда его обустраивал и буду обустраивать. Благодаря моей воспитаннице Натальей Проскуряковой мы его обновили, сделали ремонт. Мне нравится, что я могу дать людям то, чего они хотят: улучшить их тела, здоровье, психологическую устойчивость.
Я — тренер по призванию. Eсли даже уезжаю на несколько дней, то начинаю скучать по залу, по всей этой атмосфере с ее постоянным движением и тем общением, которое никогда не наскучит. Хожу на свою работу с удовольствием. Eсть с чем сравнить. После окончания индустриального института мне пришлось работать по специальности в «Гипротюменьнефтегазе». Для меня это была (смеется). каторга! А здесь я — на своем месте.
***
фото: Андрей Старцев, Олег Шалагин со штангой и Евгений Колтун (слева направо) ;Зеркало повторяет все движения ;Молодой тренер Колтун (в центре). Фото 1966 года, когда «Антей» еще не был открыт.