Стена памяти
Колесников Павел Иванович Годы жизни: 1909 — 1973
Родился в с. Березово Тобольской губернии. Призван в РККА 3.09.1941 Кондинским райвоенкоматом Омской обл.
Ст. сержант, командир отделения 2-го стрелкового батальона 53-й гв. стрелковой дивизии 1-й Ударной армии — Северо-Западный фронт. 8 марта 1943 года в бою за деревню Борисовку был ранен командир роты. Ст. сержант Колесников принял командование ротой на себя. В ходе боя ст. сержант Колесников получил 12 тяжелых осколочных ранений. В полевом передвижном госпитале N 676 ему ампутировали обе ноги.
Представлен к ордену Отечественной войны 1 ст. Командующий войсками 1-й Ударной армии гв. генерал-майор Коротков заменил награду орденом Красного знамени.
***
Папа не привык сдаваться
. 12 тяжелых осколочных ранений — рук, ног, спины и черепа. Папа доставлен в полевой передвижной госпиталь N 676 в тяжелом состоянии. Ведущий хирург, военврач 2 ранга Андреев, он же — начальник госпиталя спас папу от смерти, но ноги пришлось ампутировать (осталась одна «нога» — 7 см, вторая — 5 см). Пять операций, два госпиталя, семья получила две похоронки.
А в конце 1945 года папа неожиданно вернулся к нам. Радости не было предела. Государство выделило лес на дом, который и сейчас стоит на горе между Ханты-Мансийском и Самарово.
Назначили пенсию, что еще надо? Но без дела, без труда папа жить не мог. В 10 км от Ханты-Мансийска был питомник, где разводили собак-овчарок для пограничных застав. Eго он и возглавил. Туда же взяли на работу нашу маму поваром. В семье пять детей, надо же их кормить. И тут папа, который до войны работал директором рыбозавода в Березово, нашел себе занятие: он с ранней весны и до глубокой осени рыбачил. Зимой чинил сети, готовился к новому сезону.
Он всегда нам говорил: нет слова «не умею», есть слово «не хочу». Зимой в своей столярке мастерил мебель — делал комоды, табуреты, карнизы для окон, шифоньеры, стал краснодеревщиком. Заказов было много, ведь после войны все начинали с нуля. Появились деньги, на которые мы покупали хлеб, сахар, крупы. Держали хозяйство: корову, кур, поросенка, на 15 сотках около дома сажали овощи, картошку. Воду летом мы, дети, брали в лесу в маленьком ручейке, а зимой — таяли на печке снег. Сколько нужно было воды, чтобы напоить скот!
Я для чего это так подробно пишу? Хочу сказать, что, потеряв ноги, он не озлобился, не потерял себя. Война, ранения не сломили его дух, силу воли, жизнелюбие.
Все дети выросли тружениками, это в нас с детства; лентяев папа не терпел. Был немногословный, строгий, справедливый, никогда не поднимал на нас руки, достаточно ему на нас взглянуть — и мы все понимали. Наверное, в то время мы все-таки где-то в глубине души жалели его и не хотели причинять ему неприятности.
Мы никогда не видели его грустным, растерзанным, он стойко переносил невзгоды. А за рюмочкой водки всегда пел одну и ту же песню: «Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой, за далекою Нарвской заставой парень идет молодой».
Я храню много старых фотографий. На всех папа в труде: разбирает сети, ремонтирует мотор… И всегда с улыбочкой.
После ранения, уже без ног, папа прожил 30 лет. Он умер 6 мая 1973 года, а похоронили мы его 9 мая.
Каждый год 9 мая наша семья идет в рядах «Бессмертного полка». Это наш семейный и дорогой праздник.
Нина Павловна Ананьина (Колесникова)
***
фото: