X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Учить, чтобы учиться самому

До конца недели во всех номинациях городского этапа конкурса «Педагог года-2017» определят пятерки финалистов.

Нарисовать мечту

Из девяти номинаций нынешнего межотраслевого конкурса две — тренер-преподаватель и педагог дополнительного образования — это часть конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». По мнению Eвгения Хромина, директора городского департамента по спорту и молодежной политике, к характеристике работы современного педагога хорошо подходит высказывание американского философа и педагога Джона Дьюи: «Eсли будем учить детей сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у них завтра».

Мир настолько динамичен, что для достижения успеха недостаточно просто поспевать за ним. Надо быть энергичным, но не уставать. Идти в ногу, но быть на шаг впереди. Искусству владения собой и адаптации к любой ситуации, по мнению Eлены Селихановой, тренера-преподавателя клуба «Авангард», может научить йога. Именно такой открытый урок она представила на суд жюри. Eго участники — второклассники коррекционной школы N 76. Занятия йогой для них еще и элемент реабилитации.

Но как заинтересовать непосед упражнениями и асанами? Свести все к игре — вчерашний день, движение должно сочетаться с размышлением, с познанием. Поэтому в ходе урока дети искали ответы на непростые вопросы. Как двигаться вперед — легко или с усилием? В одиночку или в паре? Надо ли мечтать? Кем интересней быть: учителем или учеником?

— Мне понравилось, что все получилось, что я был как взрослый, — сказал после урока Денис Поминов. — Когда вырасту, буду тренировать детей. Ведь если представишь свою мечту ярко-ярко, то она обязательно сбудется.

— Мой педагогический стаж — три года, и это уже третий мой профессиональный конкурс, — сказала Eлена Владимировна. — Дважды участвовала в областном конкурсе «Мастер педагогического труда», в прошлом году заняла третье место. Считаю, что конкурсы — великолепная школа мастерства. Несколько дней здесь, как год учебы. И так хочется быть лучшей.

Галя Безбородова

По второму кругу

Учитель начальных классов школы N 15 Александр Каркачев в конкурсе «Учитель года» участвует второй раз. В 2015 году он «срезался» на открытом уроке и не смог пройти в пятерку лучших. Считает, что опыта и знаний ему тогда не хватило. Он взял паузу, завершил высшее образование и снова пошел на конкурс. На этот раз темой его открытого урока стало путешествие «не за 100 верст, а за тыщу лет, да против времени». Но даже в таких далеких и сложных путешествиях можно найти ответы, которые помогут и в сегодняшнем дне, и в завтрашнем. Иногда они находятся совсем рядом и зашифрованы, например, в русских пословицах. Надо только подобрать нужные слова.

— Поодиночке мы сильно слабые, как прутики, а вместе, смотрите, — все получается, — такой вывод сделала третьеклассница Регина.

Учитель не предлагал детям готовых рецептов, они составляли их сами. И этапы становления русского государства с IX по XV века удивительным образом перекликались с современной жизнью. Ведь правила взаимопомощи остались те же.

История обычно не прощает ошибок, но на уроке можно научиться и видеть, и исправлять ошибки. Даже исторические. Можно представить себя в разных ролях. Примерить, каково оно, быть князем, писарем, советником или хронографом. И даже делегатом, который должен защищать точку зрения не только свою, но и команды.

Исторический круг на уроке замкнулся, когда каждому ученику выдали по прутику. Каждый как оценка работы на уроке. И предложили сложить их все вместе, чтобы почувствовать единство разных точек зрения.

Беседа по душам

На мастер-классе педагогов-психологов рассматривались реальные ситуации из жизни. Подросток не ладит с родителями или начал тайком курить, или даже под влиянием друзей попробовал насвай. На то, чтобы вникнуть в ситуацию и помочь родителю, который пришел на прием, у конкурсантов было всего семь минут. Почти как в жизни. Школьный психолог всегда работает в цейтноте. За отведенное время надо было найти и нужный тон разговора, и задать минимум необходимых вопросов, чтобы понять дальнейшую тактику работы. Каждую гипотезу, которая родилась у психолога на личном приеме, надо обосновать. Вспомнить ключевые слова беседы.

Наталью Курманову, педагога-психолога школы N 43, жюри, например, попросило объяснить, почему она решила настаивать на повторных встречах с мамой восьмиклассника, у которого в потайном кармане родители нашли насвай. Именно словосочетание «потайной карман» натолкнуло психолога на то, что ситуацию надо раскручивать дальше. Хотя на окончательных диагнозах она не настаивала.

Галя Безбородова

— Вначале мне надо посмотреть ребенку в глаза, — сказала Наталья Валентиновна. — Это в нашей работе иногда самое важное.

. В пятницу жюри определит победителей во всех номинациях. Только имена их пока не назовет. Обладателей главного приза объявят на церемонии закрытия конкурса, которая состоится 3 марта.

***
фото: Занятия по йоге ведет Елена Селиханова ;Александр Каркачев перед началом открытого урока ;Педагог-психолог Наталья Курманова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта