Принуждение к добровольности
Плохое предчувствие сбылось: у нас пытаются отнять чемпионат мира-2021, право на который было выиграно Тюменью в честной конкурентной борьбе.
И ведь не просто отнять, а так, чтобы это выглядело добровольным актом. Мол, мы этого не заслуживаем и, прилюдно, на весь мир признавая это, отдаем: нате, забирайте!
. Снова чувствую себя нечаянным зрителем первого ряда в театре абсурда. Но не в том, настоящем, где могут сыграть на сцене, скажем, «Лысую певицу» Эжена Ионеско. А в придуманном чьим-то злым гением, политическом и перенесенном в спорт. (Хочется пошутить: если бы ту самую певицу так жестоко гоняли по «кругам ВАДА», она бы давно облысела).
Eще накануне экстренного конгресса IBU, или Международного союза биатлонистов (его заседание состоялось 8 февраля в австрийском местечке Фиербрюнне), оптимист во мне почти уговорил скептика: мол, ничего плохого произойти не может. Ранее IBU закрыл дела 22-х из 31-го российских стреляющих лыжников, упомянутых (а точнее, зашифрованных цифровыми кодами) во второй части доклада Макларена. Остались семь, в отношении которых расследование продолжается. Плюс двое олимпийцев Сочи, чья медальная судьба теперь в руках МОК.
Причин для серьезного беспокойства, казалось, просто не могло быть. Как вдруг. Eще в начале вечера среды наши СМИ дружно растиражировали сообщение некоего немецкого журналиста, что «Тюмень лишили чемпионата мира-2021». И это когда конгресс еще только начал свою работу! Была утечка информации? Сейчас это уже не имеет никакого значения.
Теперь только факты. Как позже было официально объявлено, конгресс отказался внести в повестку дня вопрос о ЧМ-2021. Союзу биатлонистов России предложено добровольно отказаться от чемпионата мира до 24 февраля. В противном случае IBU самолично лишит Тюмень права провести этот турнир.
Что подтвердил позже президент Международного союза биатлонистов Андерс Бессеберг. И так это прокомментировал: «Может получиться так, что IBU будет признана не соответствующей кодекса ВАДА, что является плохим знаком для всего биатлона. Мы подписали и одобрили этот кодекс, поэтому обязаны его соблюдать».
А вот мнение эксперта, а в прошлом трехкратного олимпийского чемпиона норвежца Хальварда Ханеволда: «Это уникальное решение (о добровольном возвращении ЧМ Россией — В.Т.), но оно разумно. Последствия могли бы быть такими, что все биатлонисты могли бы лишиться шанса выступить на Олимпиаде-2018. Это случилось бы, поддержи IBU проведение ЧМ-2021 в Тюмени».
. А какова же реакция российской стороны? Портал «Спорт-Экспресс» предоставил слово губернатору Тюменской области Владимир Якушеву, который участвовал в заседании конгресса.
«На отказ мы не пойдем, — сказал Владимир Владимирович. — И так отдали Кубок мира-2017. Добровольно. Чемпионат мира — это уже перебор. За него будем бороться. Мы просто отстаиваем свои позиции. И, как мне кажется, делаем это достаточно грамотно. Вот так просто взять и забрать чемпионат мира мы не позволим. У нас четкая позиция по этому вопросу. Наш тюменский стадион любят спортсмены со всего мира. Как можно их и болельщиков лишать праздника? Другое дело, что есть вещи непреодолимой силы. Как, например, давление ВАДА на IBU. Из-за временного отсутствия РУСАДА (Российского антидопингового агентства — В.Т.) найдена наша слабая сторона — и в нее вцепились, как клещи» (sport-express.ru).
. Утром в четверг на сайте Союза биатлонистов России прочел лаконичное официальное заявление. В нем говорится: «СБР оставляет за собой право вместе с руководством Тюменской области и оргкомитета чемпионата мира-2021 разобраться в сложившейся ситуации и принять взвешенное решение относительно дальнейших действий».
Нам дали чуть больше двух недель на размышление. «На добровольный отказ под дулом пистолета», как образно выразился коллега-журналист.