X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Играй гусляр, неси Земле добро

Когда мы говорим об этнической музыке, то представляем все (от индийского ситара до ирландской скрипки), кроме собственных инструментальных традиций.

Так вышло, что русские народные мотивы в музыке и танцах некоторое время пребывали у нас в немилости — попросту оказались немодны. Но сейчас ситуация потихоньку исправляется, и даже в Тюмени есть люди, работающие над восстановлением реноме славянских музыкальных инструментов.

Например, гусляр Дмитрий Пономарев, выступающий под псевдонимом Зарн Хам. Он организовал проект «Гуслеголовый», цель которого — развитие гусельной культуры в нашем городе. Для этого Дмитрий сам выступает перед публикой и намерен приглашать в Тюмень талантливых музыкантов из других регионов страны.

Кстати, Зарн Хам не ограничивается только концертами для взрослых. Он с радостью участвует и в детских мероприятиях. Недавно выступил на творческой встрече, организованной для ребятишек центром семейного чтения имени Пушкина и психологическим центром «Маяк». Дети были в восторге от гуслей — даже от их вида, не говоря о музыке! Они «такую штуку» только в мультфильмах видели, в советских.

. Вообще, история гуслей изобилует неожиданными поворотами. Этот инструмент относится к группе струнных щипковых. Ближайший родич — цитра; она была распространена в Германии и Австрии, но популярность приобрела только в XIII веке. Тогда как славяне знали и любили гусли с XI века. На гуслях играли персонажи русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Гусли звучали и в повседневной жизни, и на княжеских пирах; гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в языческих религиозных обрядах. Последнее сыграло с инструментом злую шутку: когда на Русь пришло христианство, священники невзлюбили гусли и игравших на них скоморохов-сказителей. Вероятно, они символизировали все языческое. Сперва церковь просто проповедовала отказ от гуслей и рассказывания сказок под перебор струн. Но потом, видя, что люди не торопятся лишать себя привычного развлечения, решила «включить административный ресурс»: в начале XVII века царь Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим — человек очень религиозный, — взял да запретил гусли. А вместе с ними под раздачу попали «домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные сосуды». Их было приказано «изымать и, изломав, жечь». Что и делалось. Зачастую исполнители царской воли и вовсе не разбирались, что за инструмент перед ними: если из него извлекают музыку, значит — в огонь.

. К счастью, время не стоит на месте. И запрет музыкальных инструментов постепенно исчерпал себя. И гусли, и гудки, и прочие «гудебные сосуды» вновь возвратились в привычный обиход, стали желанными гостями на любых праздниках и народных гуляниях. Не исчезла и старинная техника игры, бережно передававшаяся из поколения в поколение. Были известные гусляры и в предреволюционный период, и в СССР. Играли в составе оркестров народных инструментов.

А вот в 90-е годы XX века ко всему исконно русскому у наших людей появилась неприязнь. Впрочем, ненадолго. В веке XXI славянская культурная самобытность вновь начала привлекать молодежь. И сегодня гусляров по разным городам страны не так уж мало. Хоть и видим мы их чаще всего на тематических фестивалях, вроде нашего «Небо и Земля».

— Гусли — это очень особый инструмент, — говорит Дмитрий Пономарев. — Он не только пробуждает в нас нечто, связывающее с землей и предками. Он еще и просто очень светлый. На этот счет отлично сказал известный гусляр Кирилл Богомилов: «Гусли — не диковинный инструмент из прошлого. Их призвание — увеличивать количество добра на Земле». Вот мы и постараемся увеличить количество добра, насколько сможем.

. В том, насколько благодатно воздействует гусельная музыка на душу и тело, могли убедиться тюменцы, пришедшие в минувшее воскресенье на гусельный концерт Зарн Хама в школу йоги «Мудра». Несмотря на то, что в древности ими пользовали скоморохи, ничего фривольного, чересчур кричащего или грубого в звучании гуслей нет. Мелодия выходит или нежная и трепетная, или звонкая и поднимающая настроение. Конечно, в чем-то гусельные переливы похожи на голоса родственных инструментов — арфы, кифары, лиры, армянского канона и иранского сантура. Но есть в гуслях и нечто неуловимо наше; оно пробуждает не заносчивую национальную гордость, но доброе и спокойное осознание значимости смены поколений.

— Гусельная традиция тянется из глубины веков. Она течет в наших жилах вместе с березовым соком, — шутливо говорит Дмитрий Пономарев.

Так это или нет — будет видно по тому, сколько зрителей соберется на следующие концерты. Но те, кто послушал Зарн Хама в воскресенье, не ушли разочарованными. Гусли — это и вправду нечто! Они пусть ненадолго, но дарят ощущение чистоты и света внутри.

***
фото: Дмитрий Пономарев (Зарн Хам). Катя Христозова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта